![]() |
|
||||||||||||||||||||||
|
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
| Журналы | |
| Сибирский филологический журнал — главная | |
|
Статья
Авторы: Олег Александрович Ковалев Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Статья посвящена анализу группы сюжетов в литературе и кинематографе, в которых история успеха героя может быть интерпретирована как непрямое выражение авторского желания успеха благодаря приписыванию герою тех или иных атрибутов автора художественного произведения. Поскольку ясными знаками успешности героя в этом случае являются свидетельства гипертрофированного воздействия текстов на читателя, слушателя или зрителя (смерть, помешательство и пр.), истории успеха рассматриваются как символические преступление и наказание автора. Данные сюжеты помещаются в контекст процесса профессионализации писательства, начавшегося в XVIII–XIX вв., и представлены как проявление имплицитной рефлексии о творческой профессии. Подчеркнуто, что образным выражением трансгрессивности авторского опыта является мотив выхода за пределы рамки, а структурным последствием данной рефлексии становится разрыв целостности нарративных уровней, который особенно отчетливо представлен в произведениях, построенных по принципу текста в тексте. Ключевые слова: косвенная референция, история успеха, метатекст, фикциональный нарратив, повествовательные уровни, рамка, трансгрессивность Список использованной литературы: Алябьева Л. Литературная профессия в Англии в XVI–XIX веках. М.: НЛО, 2004. 400 с. Берг М. Литературократия. М.: НЛО, 2000. 352 с. Гоготишвили Л. А. Непрямое говорение. М.: ЯСК, 2006. 720 с. Добролюбов Н. А. Забитые люди // Добролюбов Н. А. Литературная критика: В 2 т. Л.: Худож. лит., 1984. Т. 2. С. 419–473. Ковалев О. А. Три экфрасиса // Сибирский филологический журнал. 2008. № 2. С. 57–67. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. 702 с. Максимов В. Антонен Арто, его театр и его двойник // Арто А. Театр и его двойник. СПб.: Симпозиум, 2000. С. 5–34. Михайловский Н. К. Жестокий талант // Михайловский Н. К. Статьи о русской литературе XIX – начала XX века. Л.: Худож. лит., 1989. С. 153–234. Мюллер-Функ В. Жестокость. История насилия в культуре и судьбах человече-ства. М.: АСТ, 2023. 416 с. Штейерль Х. По ту сторону репрезентации. Эссе 1999–2009 гг. Н. Новгород: Красная ласточка, 2021. 200 с. Ямпольский М. Дискурс и повествование // Ямпольский М. Язык – тело – слу-чай: Кинематограф в поисках смысла. М.: НЛО, 2004. С. 251–276. Chollet R. Introduction. In: Balzac. La Comédie humaine. V. Études de mœrs: Scènes de la vie de province. Scènes de la vie Parisienne. Paris, Gallimard, 1977. P. 3–108. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |