|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Семантика лексемы һэшхэл в бурятском языкеАвторы: Е. В. Сундуева Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Улан-Удэ, Россия В рубрике Лексикология
Аннотация: Данная работа посвящена рассмотрению семантической сферы бурятской лексемы һэшхэл. По данным «Бурятско-русского словаря» единственным ее значением является ‘совесть’. Наличие производных с другими значениями, а также примеры из художественных произведений бурятских писателей, журналистов, содержащихся в Электронном корпусе бурятского языка, позволили автору выявить другие значения рассматриваемого слова. Возникнув с помощью фонетического способа словообразования путем чередования согласных в корне, һэшхэл в ряде случаев сохраняет значение производящего слова сэдьхэл ‘душа’, на основе которого в дальнейшем сформировались значения ‘симпатия, приязнь’, ‘душевность, отзывчивость’, ‘интимная связь’ и ‘желание’. Автор предполагает, что развитие значения ‘совесть’ у данной лексемы произошло под влиянием русского языка, ссылаясь на отсутствие специального слова со значением ‘совесть’ в халха-монгольском языке. Ключевые слова: бурятский язык, семантика, сложное слово, словосочетание, совесть, душа, электронный корпус Список литературы: Бадмаева Л. Д. Междометия бурятского языка: рациональное vs эмоциональное // Мир Центральной Азии-V: сб. науч. ст., Улан-Удэ, 30 июня – 03 июля 2022 г. Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2022. С. 451–453. Бадмацыренова Н. Б. Концепт «душа» в монгольской языковой картине мира // Санжеевские чтения-7: материалы Всерос. науч. конф. (с участием зарубежных ученых), посв. 110-летию проф. Г. Д. Санжеева. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. С. 34–36. Дырхеева Г. А. Бурятский язык в условиях двуязычия: особенности трансформации языкового сознания (по результатам ассоциативного эксперимента). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2020. 236 с. Жизненное пространство и духовный мир человека через призму языков Сибири / Отв. ред. Н. Б. Кошкарева, Е. В. Тюнтешева. Новосибирск: Академиздат, 2021. 300 с. Кунавин Б. В., Тедеева И. К. Концепты «честь» и «совесть» в русской языковой картине мира // Гуманитарный научный вестник. 2021. № 3. С. 183–189. Пюрбеев Г. Ц., Турдуматова Э. Б. Концепт «душа» в языковом сознании русских и калмыков // Гуманитарные исследования. 2010. № 4 (36). С. 125–130. Стефанский Е. Е. Концепт «совесть» в русской, польской и чешской лингвокультурах // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 72. С. 124–131. Сундуева Е. В. Внутренняя форма лексемы sedkil ‘душа’ в монгольских языках // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16. № 2. С. 83–89. Тагарова Т. Б. Образ человека в сравнительных конструкциях бурятского языка: эмоционально-оценочный аспект // Вестн. Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 5. С. 92–102. Цыренов Б. Д. Лексика отрицательной характеристики человека в бурятском языке // Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: материалы IV Всеросс. науч.-практ. конф., Абакан, 01–02 окт. 2020 г. Абакан: Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова, 2020. С. 97–98. Цыренов Б. Д. Эмотивы со значением ‘злость, гнев’ в монгольских языках // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2022. № 2. С. 58–66. Чимитдоржиева Г. Н. Понятие счастье в лексике монгольских языков // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2023. № 1 (42). С. 68–76. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |