|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Лингвосемиотические особенности знаков смерти в хантыйских народных сказках и преданияхАвторы: В. Н. Соловар Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Ханты-Мансийск, Россия В рубрике Повествовательный фольклор
Аннотация: Впервые проводится анализ знаков смерти на базе хантыйского материала, дается лингвосемиотическая классификация данных знаков, предпринимается попытка охарактеризовать смыслы и значения знака смерти в повествовательном фольклоре. Исследование знаков смерти позволяет охарактеризовать древнейшие фундаментальные представления ханты о мироустройстве, выявить источники представлений о смерти, закрепленные в хантыйской языковой картине мира, и проанализировать отношение к смерти как к одному из основных феноменов бытия. Результаты исследования могут быть полезны при дальнейшем изучении феномена смерти в лингвистике, лингвокультурологии, лингвосемиотике (или изучении жизни как тесно связанного со смертью феномена). Ключевые слова: хантыйский фольклор, лингвосемиотика, знак, смешанные знаки, языковая картина мира, ключевое слово, феномен смерти Список литературы: Дядюн С. Д. Образы духов в хантыйских быличках (на материале казымского диалекта) // Проблемы и перспективы социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.: Филологические исследования. Воронеж: Макс-Принт, 2015. Ч. 2. С. 182‒190. Дядюн С. Д. Образ хантыйского героя Ими хилы (на материале традиционных формул в народных сказках) // Филологический аспект. 2021а. № 9 (77). С. 6–12. URL: https://scipress.ru/philology/articles/obraz-khantyjskogo-geroya-imi-khily-na-materiale-traditsionnykh-formul-v-narodnykh-skazkakh.html (дата обращения: 9.03.2023). Дядюн С. Д. Образы мифологических персонажей небесного бога и жителя подземного мира в хантыйских народных сказках // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. ХIX Югорские чтения (1 декабря 2020 г.). Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2021б. С. 78‒84. Дядюн С. Д. Сказочный персонаж Кирп нюлуп ими в хантыйском фольклоре // Филологический аспект. 2022. № 3 (83). С. 150‒155. URL: https://scipress.ru/philology/articles/skazochnyj-personazh-kirpnyulup-imi-v khantyjskom-folklore.html (дата обращения: 3.03.2023). Жизненное пространство и духовный мир человека через призму языков Сибири. Новосибирск: Академиздат, 2021. 300 с. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Константы и переменные русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2012. 696 с. Пирс Ч. С. Что такое знак? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2009. № 3 (7). С. 88–95. Писаренко Д. А. Лингвосемиотические особенности знаков смерти в русских народных сказках // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 1. С. 247‒253. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 274 с. Разумова И. А. Сказка и быличка. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 1993. 112 с. Толстая С. М. Смерть // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5 т. М.: Международные отношения, 2012. Т. 5. С. 58–71. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |