|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Поэтика текста обряда жертвоприношения духам-хозяевам гор у современных алтайцевАвторы: Н. Р. Ойноткинова В рубрике Обрядовый фольклор
Аннотация: Целью данной работы является выявление поэтических особенностей текста обряда жертвоприношения духам-хозяевам местности и родовых гор у южных алтайцев, приуроченного к весенне-летнему сезону. В работе применялись методики компонентного и лингвостилистического анализа текста. В результате исследования выявлены характерные особенности поэтической структуры текста. Установлено, что исследуемый обрядовый текст отражает архаичные религиозные верования алтайцев, шаманизм и культ гор. Несмотря на то, что в тексте встречаются традиционные поэтические образы, формулы и тропы, характерные для шаманского фольклора, его можно считать авторским. Он не имеет сходства с обрядовыми текстами других исполнителей. Его структура подчинена законам организации поэтических текстов: для него характерна рифма, большинство его строк состоит из пяти- и восьмисложников. По смыслу это произведение состоит из двух частей: обращения к божествам и духам-хозяевам местности и изложения просьбы для получения различных жизненных благ. Новизна проведённого исследования заключается в том, что выявленные поэтические особенности обрядового текста позволяют проследить традиционность и устойчивость устно-поэтической обрядовой традиции алтайцев во времени. Ключевые слова: календарная обрядность алтайцев, обряд жертвоприношения духам-хозяевам, адресная направленность обряда Список литературы: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. (Собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии). Л.: Рос. Гос. Академич. Типография, 1924. Гура А. В. Соотношение и взаимодействие акционального и вербального кодов свадебного обряда // Славянский и балканский фольклор. Семантика и прагматика текста. М.: Индрик, 2006. Вып. 10. С. 268–279. ДТС – Наделяев В. М. , Насилов Д. М. , Тенишев Э. Р. , Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1979. Каруновская Л. Э. Представления алтайцев о Вселенной: Материалы к алтайскому шаманству // Советская этнография. 1935. № 4–5. С. 160–183. Потанин Г. Н. Очерки Северо-западной Монголии. Т. IV. СПб., 1883. Рассадин В. И. Очерки по истории сложения тюрко-монгольской языковой общности. Часть 1: Тюркское влияние на лексику монгольских языков. Элиста, 2007. Черемисов К.М. Бурят-монгольско-русский словарь / Под ред. Ц. Б. Цыдемдамбаевой. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1951. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |