![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Елена Александровна Полева, Ирина Александровна Ключник Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: В романе «Радин» Лены Элтанг рассматриваются особенности наррации, мотивы сумерек / темноты, невстречи, опоздания, пропуска, ошибки, двойничества и раздвоенности, других возможностей и выявляется их роль в построении детективной интриги. Комментируется специфика системы персонажей и образа сыщика. Разворачивание детективной интриги в романе интерпретируется через метафоры сложения пазлов, расширения герменевтического круга, познания объекта через систему кривых зеркал (воспринимающих сознаний). В статье ставится вопрос об эстетической природе романа и приводятся аргументы в пользу того, что поэтика «Радина» больше соответствует не постмодернизму, а модернизму. В центре романа значимые для модернизма вопросы границ свободы художника, разграничения подлинника и подделки, иллюзии и действительности. Ключевые слова: детективная интрига, модернизм XXI века, Лена Элтанг, образ писателя-детектива Список использованной литературы: Вольский Н. Н. Легкое чтение: Работы по теории и истории детективного жанра. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. 280 с. Гулин И. Ненастоящий детектив // Коммерсантъ Weekend. 22.05.2015. № 18. С. 25. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2725493 (дата обращения 05.02.2025). Джумайло О. А. Двойничество персонажей как ресурс постмодернистской исповедальности: роман Мартина Эмиса «Информация» // Вестник Перм. гос. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2010. № 6. С. 163–171. Житенев А. А. Порождающие модели и художественная практика в поэзии неомодернизма 1960-х – 2000-х гг.: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2012. 40 с. Ильин И. П., Цурганова Е. А. От модерна к постмодернизму: логика развития // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2006. № 1. C. 187–202. Марусенко Н. М., Скребцова Т. Г. Типичное и нетипичное в структуре детектива // Мир русского слова. 2013. № 4. С. 74–79. Михалева А. А. Герой-двойник и структура сюжета // Новый филологический вестник. 2006. № 3. С. 227–231. Можейко М. А. «Философия детектива»: классика – неклассика – постнеклассика // Вестник Полоцк. гос. ун-та. Серия E: Педагогические науки. 2012. № 15. С. 137–140. Моисеев П. Поэтика детектива. М.: ВШЭ, 2017. 240 с. Секретов Ст. Заросший парк. Рец. на кн.: Лена Элтанг. Картахена. М.: Рипол Классик, 2015 // Знамя. 2016. № 1. URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=6165 (дата обращения 05.02.2025). Соловьёва Т. Лена Элтанг и событие рассказывания: Татьяна Соловьёва о ро-мане «Радин». URL: https://nonfiction.ru/stream/lena-eltang-i-sobyitie-rasskazyivaniya-tatyana-soloveva-o-romane-radin (дата обращения 12.04.2025). Чемодурова З. М. Игра в постмодернистском детективе // Вопросы теории и практики. 2014. № 8 (38). C. 184–188. Элтанг Л. Радин: Роман. М.: Альпина нон-фикшн, 2023. 408 с. Юзефович Г. Сладкоголосая сирена исполнила виртуозный детектив // Ведомости. 2008. 21 нояб. URL: https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2008/11/21/ sladkogolosaya-sirena-ispolnila-virtuoznyj-detektiv?from=copy_text (дата обращения 12.02.2025). |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |