|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Амплуа и архетип в театральной сказке В. М. Шукшина Авторы: Евгения Александровна Московкина Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Приведен разбор системы персонажей в театральной сказке В. М. Шукшина с учетом жанровой специфики, авторской программы моделирования характера, социокультурных и культурологических предпосылок, а также творческой эволюции писателя. В результате анализа сценических образов в сказочных пьесах Шукшина предпринята попытка обоснования специфического подхода к художественному осмыслению и изобразительному наполнению театрального характера, восходящего к канонической схеме амплуа и поэтике архетипа. Если на раннем этапе творчества писателя намечается движение от сюжета к характеру по пути сближения героя и его создателя, то в поздний период эта тенденция меняет вектор: для зрелого Шукшина характерно дистанцирование автора от персонажа. Таким образом художник добивается выхода на уровень антропологических обобщений, когда в центр философского и эстетического дискурса вместо эксцентричного и «неразгаданного» индивида помещается Человек в его принципиальной неизмеримости. Ключевые слова: В. М. Шукшин, повести для театра, сказка, амплуа, архетип, персонаж, поэтика Список использованной литературы: Бауэр В., Дюмотц С., Головин И. Энциклопедия символов. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 512 с. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. Бердяев Н. О Достоевском // Эрос. Антология. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича. М.: Алетейя, 1998. С. 86–96. Десятов В. В. Страдания молодого Ваганова // Творчество В. М. Шукшина в современном мире. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1999. C. 284–286. Дуров А. А. Художественное воплощение философии народной культуры (по повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов») // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 3. С. 61–66. Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба Яга // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.: Рос. энцикл., 1994. Т. 1. С. 149. Козлова С. М. Что же жизнь – трагедия или комедия? (Нравственно-эстетические основания шукшинской концепции «жизнь-театр») // Россия и театр Шукшина: Сб. материалов Науч.-практ. конф. «Нравственность есть правда. Россия и театр Шукшина». Барнаул: Арт-отель, 1997. С. 48–73. Козлова С. М. «Боря» // Шукшинская энциклопедия. Барнаул: [б. и.], 2011. С. 30–34. Куличкина Г. В. Коммуникативное напряжение текста в повестях для театра В. М. Шукшина // Филология и человек. 2011. № 3. С. 98–107. Куляпин А. И. От кино до Брехта (театральные мотивы в творчестве Шукшина) // Россия и театр Шукшина: Сб. материалов Науч.-практ. конф. «Нравственность есть правда. Россия и театр Шукшина». Барнаул: Арт-отель, 1997. С. 74–82. Куляпин А. И. Эволюция творчества Шукшина // Шукшинская энциклопедия. Барнаул: [б. и.], 2011. С. 433–436. Куляпин А. И. «Вернуться в Русь»: поэтика исторической географии В. М. Шукшина // Филология и человек. 2017. № 2. С. 137–144. Кучерская М. А. Лесков: Прозеванный гений. М.: Молодая гвардия, 2021. 622 с. Маркова Т. Н. Роль архаических повествовательных форм в обновлении русской прозы // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2018. № 3. С. 37–42. Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М.: Гос. высш. режиссерские мастерские, 1922. 14 с. Ольховая А. Ю. «Запрет смеха» в повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» // Филология и человек. 2009. № 1. С. 161–166. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 c. Рыбальченко Т. Л. Введение элементов сказочной поэтики в структуру повествования о современности как форма критики народного сознания в русской прозе 1960-х гг. // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2009. № 2 (6). С. 78–100. Сигов В. К. Художественная полемика с идеологическими штампами эпохи в творчестве В. М. Шукшина // Литература в школе. 2022. № 4. С. 11–26. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. 368 c. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |