Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Амплуа и архетип в театральной сказке В. М. Шукшина

Авторы: Евгения Александровна Московкина

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2024Страницы 204-216
УДК: 821.161.1DOI: 10.17223/18137083/88/14

Аннотация:

Приведен разбор системы персонажей в театральной сказке В. М. Шукшина с учетом жанровой специфики, авторской программы моделирования характера, социокультурных и культурологических предпосылок, а также творческой эволюции писателя. В результате анализа сценических образов в сказочных пьесах Шукшина предпринята попытка обоснования специфического подхода к художественному осмыслению и изобразительному наполнению театрального характера, восходящего к канонической схеме амплуа и поэтике архетипа. Если на раннем этапе творчества писателя намечается движение от сюжета к характеру по пути сближения героя и его создателя, то в поздний период эта тенденция меняет вектор: для зрелого Шукшина характерно дистанцирование автора от персонажа. Таким образом художник добивается выхода на уровень антропологических обобщений, когда в центр философского и эстетического дискурса вместо эксцентричного и «неразгаданного» индивида помещается Человек в его принципиальной неизмеримости.

Ключевые слова: В. М. Шукшин, повести для театра, сказка, амплуа, архетип, персонаж, поэтика

Список использованной литературы:

Бауэр В., Дюмотц С., Головин И. Энциклопедия символов. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 512 с.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

Бердяев Н. О Достоевском // Эрос. Антология. Философские маргиналии профессора П. С. Гуревича. М.: Алетейя, 1998. С. 86–96.

Десятов В. В. Страдания молодого Ваганова // Творчество В. М. Шукшина в современном мире. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1999. C. 284–286.

Дуров А. А. Художественное воплощение философии народной культуры (по повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов») // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 3. С. 61–66.

Иванов В. В., Топоров В. Н. Баба Яга // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. М.: Рос. энцикл., 1994. Т. 1. С. 149.

Козлова С. М. Что же жизнь – трагедия или комедия? (Нравственно-эстетические основания шукшинской концепции «жизнь-театр») // Россия и театр Шукшина: Сб. материалов Науч.-практ. конф. «Нравственность есть правда. Россия и театр Шукшина». Барнаул: Арт-отель, 1997. С. 48–73.

Козлова С. М. «Боря» // Шукшинская энциклопедия. Барнаул: [б. и.], 2011. С. 30–34.

Куличкина Г. В. Коммуникативное напряжение текста в повестях для театра В. М. Шукшина // Филология и человек. 2011. № 3. С. 98–107.

Куляпин А. И. От кино до Брехта (театральные мотивы в творчестве Шукшина) // Россия и театр Шукшина: Сб. материалов Науч.-практ. конф. «Нравственность есть правда. Россия и театр Шукшина». Барнаул: Арт-отель, 1997. С. 74–82.

Куляпин А. И. Эволюция творчества Шукшина // Шукшинская энциклопедия. Барнаул: [б. и.], 2011. С. 433–436.

Куляпин А. И. «Вернуться в Русь»: поэтика исторической географии В. М. Шукшина // Филология и человек. 2017. № 2. С. 137–144.

Кучерская М. А. Лесков: Прозеванный гений. М.: Молодая гвардия, 2021. 622 с.

Маркова Т. Н. Роль архаических повествовательных форм в обновлении русской прозы // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX–XXI веков: направления и течения. 2018. № 3. С. 37–42.

Мейерхольд В. Э., Бебутов В. М., Аксенов И. А. Амплуа актера. М.: Гос. высш. режиссерские мастерские, 1922. 14 с.

Ольховая А. Ю. «Запрет смеха» в повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» // Филология и человек. 2009. № 1. С. 161–166.

Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 c.

Рыбальченко Т. Л. Введение элементов сказочной поэтики в структуру повествования о современности как форма критики народного сознания в русской прозе 1960-х гг. // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2009. № 2 (6). С. 78–100.

Сигов В. К. Художественная полемика с идеологическими штампами эпохи в творчестве В. М. Шукшина // Литература в школе. 2022. № 4. С. 11–26.

Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998. 368 c.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН