Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Поэма в прозе: своеобразие жанра, сюжетно-мотивный репертуар

Авторы: Елена Николаевна Проскурина

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

В рубрике К 100-летию со дня рождения члена-корреспондента РАО В. Г. Одинокова

Выпуск 2, 2024Страницы 46-58
УДК: 82DOI: 10.17223/18137083/87/5

Аннотация:

К исследованию привлечены прозаические произведения русской литературы, именованные поэмами самими авторами. Это компактный корпус, хотя и охватывающий довольно объемный период: от «Мертвых душ» Н. В. Гоголя до «Москвы – Петушков» Вен. Ерофеева. При сюжетном разнообразии объединяет эти произведения, с одной стороны, эпичность, метафизическая масштабность темы, у каждого автора своей. С другой – единый лейтмотив, который можно определить как тоску по идеалу, что придает эпической форме лирическое звучание. Акцент делается не на идеале, а на тоске, переводя внешнее описание во внутреннее действие персонажа, разворачивающееся «из себя во вне» (Ю. Чумаков), что является свойством лирического сюжета. В работе выделены мотивные гнезда, семантическое напряжение которых усиливает звучание главного лейтмотива заключенной в них эмоциональной энергией (люб-ви / ненависти к наличествующему бытию, жажды идеала, отчаяния от несовершенства мира и человека и др.). Этим достигается поэтизация прозаического высказывания, его смещение к высокому жанру.

Ключевые слова: русская литература ХIХ–ХХ вв., поэма в прозе, эпос, лирика, жанр, мотив

Список использованной литературы:

Белинский В. Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя (1842). URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/critics/grk/grk2112-.htm (дата обращения 11.11.2023).

Воронский А. Искусство видеть мир (Портреты. Статьи). М.: Сов. писатель, 1987. 702 с.

Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 11. 484 с.

Горький М. Полн. собр. соч.: В 25 т. М.: Наука, 1970. Т. 6. 581 с.

Гусев В. И. Порыв к высокому. Заметки на тему «Гоголь и романтизм» // Го-голь: История и современность. М.: Сов. Россия, 1985. С. 333–338.

Давыдова Т. Т. Антижанры в творчестве Е. Замятина // Новое о Замятине. Сб. материалов. М., 1997. С. 20–35.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 14. 510 с.

Драгомирецкая Н. В. Стилевые искания в ранней советской прозе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М.: Наука, 1965. Кн. 3. С. 125–173.

Лейдерман Н. Л. Проблема жанра в модернизме и авангарде (Испытание жанра или испытание жанром?) // Русская литература ХХ–ХХI веков: направления и течения. Екатеринбург: УрГПУ, 2006. Вып. 9. С. 3–33.

Лейдерман Н. Л. Кровавый карнавал. «Поэмы в прозе» 1920-х годов: поэтика и семантика // Вопросы литературы. 2008. Сентябрь-октябрь. С. 241–267.

Лосев А. Ф. Диалектика мифа. URL: http://psylib.org.ua/books/losew03/txt05.htm (дата обращения 25.11.2023).

Мазанаев Ш. А., Халикова У. Х. Поэма Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» как бурлескно-травестийная пародия // Вестник Дагестан. гос. ун-та. Серия 2. Гуманитарные науки. 2017. Т. 32, вып. 1. С. 68–73.

Макаренко А. С. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1987. Т. 1. 575 с.

Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978. 398 с.

Манн Ю. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. 384 с.

Мичурин И. В. Итоги шестидесятилетних трудов по выведению новых сортов плодовых растений. 3-е изд. М.: Сельхозгиз, 1934. 367 с.

Пастернак Б. Соч.: В 2 т. Тула: Филин, 1993. Т. 1. 382 с.

Платонов А. Соч. Научное издание. М.: ИМЛИ РАН, 2004. Т. 1, кн. 1: Рассказы. Стихотворения. 644 с.; Т. 1, кн. 2: Статьи. 1918–1927. 510 с.

Платонов А. «…я прожил жизнь» [Письма 1920–1950 гг.]. М.: Астрель, 2013. 685 с.

Проскурина Е. Н. М. Горький в творческом сознании А. Платонова // Сюжетология и сюжетография. 2023. № 2. С. 17–29. DOI 10.25205/2713-3133-2023-2-17-29

Проскурина Е. Н., Борисова А. Б. Особенности утопического сознания А. Платонова в рассказе «Жажда Нищего»: жанр, сюжет, герой // Уральский исторический вестник. 2019. № 2. С. 22–30.

Проскурина Е. Н., Проскурина-Янович П. В. «Шинель» Гоголя: притча в обличье анекдота // Притча в русской словесности: от Средневековья к современности. Новосибирск: НГУ, 2014. С. 269–279.

Русская литература ХХ в. Прозаики. Поэты. Драматурги: Библиографический словарь: В 3 т. М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2005. Т. 2. 719 с.

Степанов Н. Л. Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» // Гоголь Н. В. Тарас Бульба. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 153–181.

Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: ЯСК, 2010. 87 с.

Хрящева Н. П. «Кипящая вселенная» Андрея Платонова (Динамика образо-творчества и миропостижения в сочинениях 20-х годов). Екатеринбург; Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ун-т, 1998. 323 с.

Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. 352 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН