Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Андрогинные мотивы в романе Лены Элтанг «Побег куманики»

Авторы: Е. А. Полева

Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 2, 2021Страницы 148-160
УДК: 821.161.1; 82-312.7DOI: 10.17223/18137083/75/11

Аннотация: Роман Лены Элтанг «Побег куманики» вписывается в традиции модернизма, где образы андрогина связаны с проблемой поиска и обретения «умопостигаемой целостности» (И. А. Ерошина). В статье анализируются приёмы воплощения андрогинных мотивов (автоассоциативная интертекстуальность, вариативность восприятия реальности, репрезентация себя как женщины, гомосексуальная интенция героя; отношения двойничества с разнополыми персонажами), варианты реинтеграции в себе и своём тексте противоположных свойств и сущностей. Андрогинные мотивы в романе связаны с темами творчества и любви, антонимичные им – мотивы осколков, распада, отсутствия любви. В сюжетных линиях персонажей проверяются разные способы преодоления разъединения, энтропии достижения целостности: Оскар Тео Форж обращается к алхимии, а Морас – к созданию текста, фиксирующего жизнь сознания. Но все способы лишь проявляют ограниченность человеческих возможностей. Андрогинность остаётся невоплотимым идеалом, что и обусловило «побег» (уход в трансцендентное изменение и сохранение / «прорастание» в своём тексте) центрального героя в финале романа.

Ключевые слова: Лена Элтанг, модернизм, литература русской эмиграции, мотив, андрогин, самоидентификация

Список использованной литературы:

Абдуллаев Е. Гений и андрогин. Об одном сюжете из платоновского «Пира» у Пушкина // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. 2011. Т. 5, No 1. С. 24–41.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.

Гаспаров Б., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russiаn Romanticism: Studies in the Poetic Codes. Stockholm, 1979. С. 9–44.

Едошина И. А. «Андрогин» в контексте «конкретной метафизики» (Д. С. Мережковский) // Соловьевские исследования. 2017. No 4 (56). С. 58–71.

Едошина И. А. Художественное сознание модернизма: истоки и мифологемы: Дис. ... д-ра культурологии РГГУ; КГУ им. Н. А. Некрасова / Москва; Кострома, 2002. 350 с.

Иванов М. С. Апокатастасис // Православная энциклопедия. М.: Церковно- научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. 3. С. 39–46.

Кефалайа («Главы»): Коптский манихейский трактат / Пер. с коптского, коммент., глоссарий и указатель Е. Б. Смагиной. М., 1998. URL: https://nordxp.3dn.ru/ gnosis/kephalaia.htm (дата обращения 13.02.2020).

Коврижина Я. С. Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2017. URL: http://konf.x-pdf.ru/18pedagogika/172365-1- proza-virdzhinii-vulf-intermedialniy-aspekt.php (дата обращения 12.08.2019).

Коврижных А. Ю. Поэтика романов Лены Элтанг // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. No 1 (3). URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/184/387 (дата обращения 12.08.2019).

Лосев А. Ф. Комментарии // Платон. Соч.: В 3 т. / [Пер. с древнегреч.]; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1971. Т. 3, ч. 1. 685, [2] с.

Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

Михайлова Г., Самойленко А. Художественная картина мира в романе Лены Элтанг «Каменные клёны» // Literatūra. 2013. No 55 (2). С. 91–106. DOI 10.15388/ Litera.2013.2.2725

Улюра А. А. Блогосфера и / как литература: случай «Побега куманики» Лены Элтанг // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. 2010. No 2. С. 260–269.

Фролова Т. Г. Эволюция метафорического стиля на рубеже ХХ–ХХI вв.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2012. 21 с.

Чупракова Е. В. Особенности языковой концептуализации понятий «женственность» и «мужественность» // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. Т. 10, No 4. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42566575_ 21259286.pdf (дата обращения 02.04.2020).

Элиаде М. Мефистофель и Андрогин, или Тайна целостности / Пер. с фр., науч. ред. С. С. Тавашерния. СПб.: Алетейя: Университетская книга, 1998. URL: http://askrsvarte.org/pub/downloads/mefisto.pdf (дата обращения 13.02.2020).

Элтанг Л. Побег куманики. М.: АСТ, Астрель, 2009. 416 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН