|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Змееборство в «Гистории королевича Архилабона»: книжные источники, фольклорная традиция и ее модернизация Авторы: Л. А. Курышева Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Реконструирован читательский (в широком понимании) опыт П. С. Орлова, повлиявший на замысел «Гистории королевича Архилабона» (1750), и дан анализ змееборческого сюжета в аспекте модернизации и ресемантизации эпических мотивов в литературном произведении. Доказано, что в части змееборства и приключений героя со львами непосредственными источниками Гистории стали близкие к фольклорным формам произведения допетровской традиции – Повесть о Еруслане Лазаревиче, Повесть о Брунцвике, Повесть о Бове Королевиче. Ряд деталей указывает на то, что автор был знаком с живой эпической традицией. Эпический этос протагониста и его коня в эпизоде змееборства переосмыслен в соответствии с более поздними повествовательными формами и собственными авторскими задачами. В отличие от эпической модели, герой побуждаем к подвигу конем, сам конь выступает сначала как орудие провидения, затем как боевой товарищ – подчиненный герою, без антропоморфных черт, но духовно связанный с хозяином. Эпический противник (змей) сохраняет в Гистории внешние атрибуты (локус обитания, облик, ход боя), в ходе повествования теряет свою хтоническую сущность (противник и поглотитель) и превращается в дарителя и потенциального помощника главного героя. Отдельные эпические мотивы, сменив обычное местоположение в композиции, утрачивают изначальную семантику (мотив человеческих жертвоприношений змею, мотив привязывания коня, мотив богатырского сна), другая группа эпических мотивов (падение коня на колени, вбивание коня в землю) переосмыслена или получает дополнительное пояснение. Ключевые слова: русская литература XVII–XVIII вв., фольклор и литература, рукописная беллетристика, змееборство, СУС 300 Список использованной литературы: Адоньева С. Б. Особенности структуры и семантики змееборческого сюжета в фольклоре и письменной традиции // Русский фольклор. Л.: Наука, 1989. Т. 25. С. 100–111. Астахова А. М. К вопросу об отражениях в русском былинном эпосе сказания о Еруслане // ТОДРЛ. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 14. С. 504–509. Астахова А. М., Митрофанова В. В. Комментарии // Былины в записях и пересказах XVII–XVIII веков / Изд. подгот. А. М. Астахова, В. В. Митрофанова, М. О. Скрипиль. М.; Л.: АН СССР, 1960. С. 255–304. Демкова Н. С., Лихачев Д. С., Панченко А. М. Основные направления в беллетристике XVII века // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сю-жетного повествования в древнерусской литературе: Сб. ст. / Отв. ред. Я. С. Луье. Л.: Наука, 1970. С. 476–561. Евгеньева А. П., Путилов Б. Н. Комментарий // Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Изд. подгот. А. П. Евгеньева, Б. Н. Пу- тилов. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1977. С. 425–460. Золотова Т. А. Змееборчество в русской сказке и былине (сравнительный ана-лиз): Автореф. дис. ... канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1983. 16 с. Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси (Бова, Петр Златых Ключей). М.: Наука, 1964. 342 с. Курышева Л. А. Об авторе рукописной «Гистории королевича Архилабона» (1750) // Сибирский филологический журнал. 2017. № 2. С. 28–42. Курышева Л. А. Сюжет о коварной сестре в «Гистории королевича Архилабо-на» // Круги времен. В память Елены Константиновны Ромодановской. М.: Инд-рик, 2015. Т. 2. С. 528–532. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1986. 320 с. Мелихов М. В. Трансформация реалий Петровской эпохи в демократической литературе XVIII в. // Вестник Череповец. гос. ун-та. 2012. Т. 2, № 1. С. 99–102. Миллер Ор. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1869. 895 с. Неклюдов С. Ю. Традиции устной и книжной культуры // Слово устное и слово книжное / Сост. М. А. Гистер. М.: Изд-во РГГУ, 2009. С. 15–33. (Серия «Тради- ция – текст – фольклор: типология и семиотика») Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 365 с. Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л.: Наука, 1988. 224 с. Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос: Сравнительно-типологическое исследование. М.: Наука, 1971. 316 с. Пушкарев Л. Н. Сказка о Еруслане Лазаревиче. М.: Наука, 1980. 184 с. Смирнов Ю. И., Смолицкий В. Г. Примечания // Добрыня Никитич и Алеша Попович / Изд. подг. Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолицкий. М.: Наука, 1974. С. 371–431. Смолицкий В. Г. Былина о Добрыне и змее // Русский фольклор. Из истории русской народной поэзии. Л.: Наука, 1971. Т. 12. С. 181–192. Сравнительный указатель сюжетов. Восточно-славянская сказка / Сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |