|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: К изучению фразеологических единиц бурятского языка как элементов лингвокультуры Авторы: Т. Б. Тагарова В рубрике Языкознание
Аннотация: Статья посвящена фразеологическим единицам как элементам бурятской лингвокультурологии, которая находится еще в стадии начала своего развития. Утверждается значимость фразеологии бурятского языка в формирования культурно-языковой компетенции. Культурно-языковая компетенция формируется на основе текстов культуры, на знании стереотипов, символов, эталонов, мифологем и т. д., являющихся операциональными единицами анализа культурно-национальной картины мира. Фразеологические единицы выполняют культурологические функции за счет образного основания и отображают духовный, социальный и материальный виды культуры. При этом фразеологические единицы могут участвовать в демонстрации всех видов культуры независимо от принадлежности какому-либо дискурсу, становясь языковым выражением стереотпов, символов, эталонов, мифологем. Фразеологические единицы бурятского языка отображают как универсальную, так и национальную специфику картины мира, концептуализируя действительность. Ключевые слова: лингвокультурология, культурно-языковая компетенция, фразеологическая единица бурятского языка, эталон, стереотип, мифологема, символ, концепт, языковая картина мира, духовная, социальная, материальная культура Список использованной литературы: Арутюнова Н. Д. Образ: Опыт концептуального анализа // Референция и проблемы текстообразования. М., 1988. С. 11–23. Ковшова М. Л. «Ум» и «голова» как ключевые слова в составе фразеологических единиц: Опыт сравнения // Прагматика. Семантика. Грамматика: Материалы конф. науч. сотрудников и аспирантов. М., 1993. С. 60–63. Коновалова Н. И. Мифологема как свернутый сакральный текст // Политическая лингвистика. Вып. 4. Екатеринбург, 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mifologema-kak-svernutyy-sakralnyy-tekst. Кунин А. В. Структурно-семантические аспекты первичной фразеологии // Основы русской фразеологии. М.: Изд-во Пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза, 1987. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Сов. энцикл., 1973. Опарина Е. О. Язык и культура. М.: ИНИОН, 1999. 109 с. URL: http://www. classes.ru/grammar/140.Oparina/source/worddocuments/_3.htm Солодуб Ю. П., Альбрехт Ф. Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект). М.: Флинта: Наука, 2002. 264 с. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. 3-е изд. М.: Акад. проект, 2004. С. 42–67. URL: http://ec-dejavu.ru/c/Concept.html. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. 288 с. Телия В. Н. Основные постулаты лингвокультурологии // Филология и культура: Материалы II междунар. конф., 12–14 мая 1999 г.: В 3 ч. / Отв. ред. Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамбов. ун-та, 1999. Ч. 3. С. 14–15. Феоктистова А. Б. Роль образного основания в формировании семантики и прагматики идиом и его функции. На материале идиом, обозначающих чувства // Семантика языковых единиц: Докл. 4-й междунар. конф. М., 1994. Ч. 2. С. 82–86. Фразеологический словарь бурятского языка / Сост. Т. Б. Тагарова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2014. 565 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |