|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Хронотопическая организация текстов новейшей детской литературы Авторы: Карпухина Виктория Николаевна В рубрике Литературоведение
Аннотация: Рассматриваются тексты фантастических пьес М. А. Булгакова в качестве претекстов для «Детской книги» Б. Акунина. Предмет исследования – хронотопическая организация романа Б. Акунина, развертывающаяся в процессе выстраивания системы интертекстуальных связей текста. Основная цель статьи – определение хронотопических интертекстуальных маркеров, раскрывающих булгаковские претексты романа Б. Акунина. Формирование аксиологической составляющей текстов новейшей детской литературы рассматривается на базе уже существующего преинтертекста антиутопий и научно-фантастических текстов как российских, так и зарубежных авторов. Исследуются основные роли и хронотопические характеристики текста антиутопии – как традиционного, где Государству противостоит взрослый, играющий роль Ребенка, который нарушает установленные границы и запреты, так и современного, где в качестве главного героя, проходящего «антиутопический квест», может выступать ребенок с еще не сложившейся шкалой жизненных ценностей. Используемые в тексте Б. Акунина модели иного пространства-времени, в котором функционирует главный действующий персонаж, зачастую строятся по образцу хронотопических моделей фантастических пьес М. А. Булгакова и романа-антиутопии «Мы» Е. И. Замятина. Ключевые слова: новейшая детская литература, аксиологическая шкала, хронотоп, Б. Акунин, М. А. Булгаков Список использованной литературы: Бабичева Ю. В. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М. А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1988. С. 125–139. Веселые человечки: Культурные герои советского детства: Сб. ст. / Сост. и ред. И. Кукулин, М. Липовецкий, М. Майофис. М., 2008. Воронина Т. Метафоры пространства и его освоения в дискурсе авторов фан- фикшн-текстов // Детские чтения. 2013. № 2. С. 106–111. Десятов В. В., Карпухина В. Н. Что такое хорошо и что такое плохо? О философских романах Бориса Акунина и Глории Му «Детская книга», «Детская книга для девочек» // Сибирский филологический журнал. 2014. № 1. С. 178–185. Детские чтения. 2013. № 2. Дневник Елены Булгаковой / Сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева, Л. Яновской; Вступ. ст. Л. Яновской; Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. М., 1990. (Из рукописного наследия). Ерыкалова И. Е. Комментарии // Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3: Пьесы / Сост. А. Нинова; Статья-послесл. А. Смелянского; Подгот. текста и коммент. В. Гудковой, И. Ерыкаловой, Е. Кухта и др. М., 1990. Жолковский А. К. Поэтика за чайным столом и другие разборы: Сб. ст. М., 2014. Карпухина В. Н. Способы передачи элементов интертекста при переводе // Художественный текст: варианты интерпретации: Тр. XII Всерос. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Ч. 1. Бийск, 2007. С. 286–291. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. СПб., 2004. Фаулз Дж. Кротовые норы. М., 2002. Черняк М. Эффект узнавания реальности в современной прозе для переходного возраста // Детские чтения. 2013. № 2. С. 136–151. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. Эпштейн М. Ирония идеала: парадоксы русской литературы. М., 2015. Johnston R. R. Childhood: A narrative chronotope // Children’s Literature: Critical Concepts in Literary and Cultural Studies / Ed. by P. Hunt. Vol. 3: Cultural Contexts. London; New York, 2006. P. 46–68. Karpukhina V. N. The linguistic reality and the contemporary aspects of its studies during the scientific paradigms turn // Speech and Context Intern. Journal of Linguistics, Semiotics and Literary Science. 2014. Vol. I(IV). P. 15–20. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |