| 
 Притча в русской словесности: от Средневековья к современности: коллективная монография /Отв. редакторы Е.Н. Проскурина, И.В. Силантьев.  Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. 481 с.Монография посвящена изучению бытования жанра притчи в русской словесности в литературно-исторической перспективе: от Средневековья до современности. Исследования теоретического характера, связанные с анализом процессов преобразования притчи как протожанра, пришедшего в русскую литературу с первыми переводами текстов Священного Писания, в один из наиболее актуальных и востребованных жанров во всей истории русской словесности, сочетаются с главами-медальонами о творчестве отдельных авторов, обратившихся в своих произведениях к нарративной притче. Среди них труды патриарха Никона, эпистолярное наследие царя Алексея Михайловича, произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова и авторов ХХ–ХХI вв.: Е. Замятина, Л. Леонова, А. Платонова, Г. Газданова, И. Бунина, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ф. Горенштейна, И. Бродского, Л. Петрушевской, Дм. Быкова и др. Проведенное в данной работе комплексное исследование притчевого поля русской словесности — от анализа притчи в библейских текстах и древнерусских повестях до выявления притчевых интенций в литературно-критическом и философском сознании ХХ — начала ХХI в. — осуществляется в отечественном литературоведении впервые.
Монография адресована филологам, историкам и всем любителям русской словесности.
 Монография Литературоведение  Титул От редакторов Введение Раздел первый. Притча как принцип словесной культуры О  понятии «притча» в  библейском  тексте ( Ромодановская  Е.К.   ,  Ромодановская В.А.) Нарративная стратегия притчи в  литературной традиции (Тюпа  В. И. ) О структурной организации романа-притчи (Проскурина Е.Н.) Притча  в  литературно-критическом  и  философском  сознании XX — начала XXI вв. ( Бальбуров Э.А. , Бологова М.А.) Раздел второй. Притча в древнерусской литературе Притча  как  жанрообразующее  начало «Повести  о  Варлааме  и  Иоасафе» (Силантьев И.В.) Евангельская притча в Киево-Печерском патерике (Ковалева Т.И. ) Притчевые интенции«Повести  об Андрее Критском» (Климова М.Н.) Раздел  третий.  Притча  в  литературе  переходного  периода  и Нового времени Евангельские  притчи  в  сочинениях  патриарха  Никона (Севастьянова С.К.) «Блудный сын» в  книжной  традиции  переходного времени (вторая половина XVII  —  первая  треть XVIII в.:  преемственность  и  новизна) (Шунков А.В.) Легенда  о  польском  князе-язычнике  Попеле  и  ее  христианская интерпретация в «Великом Зерцале» (Худницкая Е.Э.) Притча в творчестве В.А. Жуковского (Долгушин Д.В.) «Шинель»  Гоголя:  притча  в  обличье  анекдота (Проскурина Е.Н.,  Проскурина-Янович П.В.) Мотив  блудного  сына  в  произведениях  Тургенева  и  Достоевского (Габдуллина В.И.) Притчевые  сюжеты  в  произведениях  Лескова 1880-х гг.  (Непомнящих Н.А.) Раздел четвертый. Притча в русской литературе XX–XXI вв. Вставная притча и текст-притча в прозе XX в. (Капинос Е.В.) Притча  как  семантико-эстетическое  основание  художественного мира Леонида Леонова (Якимова Л.П.) «Деяния  Азлазивона» Л.М. Леонова и «Церковь Божия» Е.И. Замятина: притча о мертвом духе (Непомнящих Н.А.) Мотив  блудного  сына  в  современной  традиционалистской  прозе (Ковтун Н.В.) Современные метаморфозы притчи (Шатин Ю.В.) Литература Сведения об авторах Оглавление |