![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Функции травы в обрядовой практике, фольклорных текстах и бытовой жизни камчатских коряков-нымылановАвторы: Т. А. Голованева Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия В рубрике Фольклор: этнографический аспект
Аннотация: Сбор и заготовка трав, плетение из травы играли важную роль в бытовой жизни коряков-нымыланов, что нашло свое отражение в мифологическом фольклоре и обрядовой практике. В традиционной культуре коряков-нымыланов траву-осоку (Cyperaceae), по-алюторски лыг՚утаӈ [lǝʕútaŋ] (в русской огласовке лаутэн), использовали во время проведения обрядов. Считалось, что трава-лаутэн притягивает удачу, здоровье. В нымыланских мифологических рассказах лаутэн упоминается в качестве средства, позволяющего защититься от злых духов-нинвитов. В сказках, в отличие от обрядов и мифологических рассказов, упоминается трава другого вида ‒ виг’э [v'íʕe] ‘мятлик луговой’ (Poa pratensis L.). Трава виг’э олицетворяется. Антропоморфность травы виг’э как мифологического персонажа проявилась также в загадках и поверьях. В нымыланской культуре плетением из травы занимались исключительно женщины, поэтому травяные персонажи корякского фольклора имеют женскую природу. Для плетения изделий нымыланки использовали траву тыв՚аю [tǝwа́ju] ‘колосняк, род многолетних травянистых растений семейства злаковые’ (Leymus mollis). Из травяных нитей плели не только коврики, но также корзинки и корзины. Утраченный к настоящему времени традиционный уклад коряков-нымыланов послужил основой для формирования фольклора. Ключевые слова: северо-восточные палеоазиаты, коряки, нымыланы, чукотско-камчатские языки, алюторский язык, корякский фольклор, Вороний цикл, мифологические представления, плетение из травы, трава в фольклоре Список литературы: Алфавитный список языков России (с указанием их генетической принадлежности) // Письменные языки мира: Языки Российской Федерации. Социолингвистическая энциклопедия. Кн. 1. / В. М. Солнцев, В. Ю. Михальченко. М.: Academia, 2000. С. XLVII. Антропова В. В. Культура и быт коряков. Л.: Наука, 1971. 216 с. Бурлак С. А., Старостин С. А. Сравнительно-историческое языкознание. М.: Академия, 2005. 432 с. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л.: Наука, 1973. 303 с. Малюкович В. Н. Мелодия северного рассвета / Сост. С. В. Гаврилов. Петропавловск-Камчатский: Новая книга, 2023. 448 с. Муравьева И. А. Алюторский язык как представитель чукотско-камчатской семьи языков // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. IX, ч. 3. СПб.: Наука, 2013. С. 218–244. Плетение изделий из растительных материалов у коряков / Авт.-сост. М. Е. Беляева, А. А. Сорокин, С. С. Голикова. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2018. 58 с. Прыткова Н. Ф. Одежда чукчей, коряков и ительменов // Материальная культура народов Сибири и Севера. Л.: Наука, 1976. С. 5–88. Иохельсон В. И. Коряки: Материальная культура и социальная организация. СПб.: Наука, 1997. 237 с. Нагаяма Ю., Нутаюлгин В. М., Чечулина Л. И. Нымыланско-русский словарь: алюторский диалект. Ч. 2. (Л–Я). Саппоро, 2019. 140 с. Тирон Е. Л. Мифологические представления и фольклор зимнего оленеводческого праздника Пэгыттын коряков-чавчувенов // Кунсткамера. 2023. № 1 (19). С. 55–74. Jochelson W. The Koryak. Material Culture and social organization / The Jesup North Pacific Expedition. Vol. VI. Ed. by F. Boas. Leiden, New York, 1908. 841 p. URL: http://www.kscnet.ru/ivs/bibl/kor/cont.htm (дата обращения: 01.02.2025). |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |