Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 2: Мифологические истоки

Авторы: М. Т. Сатанар

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Якутск, Россия

В рубрике Повествовательный фольклор

Выпуск 48, 2023Страницы 116-125
УДК: 398.22 (=512.157)DOI: 10.25205/2312-6337-2023-4-116-125

Аннотация:

В статье поставлена проблема изучения древних корней одного из почитаемых в якутской традиционной культуре образов – духа-хозяйки земли Аан Алахчын Хотун. Выявлены предпосылки формирования образа, предстающие элементами древней космогонии. Устанавливаются фитоморфный, орнитоморфный, зооморфный ипостаси ранних пластов образа духа-хозяйки земли, отражающих черты архаических слоев сознания – магизма, тотемизма, фетишизма, анимизма. В развитии антропоморфного образа обнаруживаются трансформации в функциях образа. В исследовании обращается внимание на присутствие мужских персонажей духов земли, а также множественных локальных духов местности в эпических текстах олонхо. Полученные выводы задают вектор дальнейших исследований – восстановление картины исторического становления антропоморфного образа духа-хозяйки земли Аан Алахчын Хотун.

Ключевые слова: мифологическое мышление, фетишизм, анимизм, зооморфная ипостась, орнитоморфный символ, земляные персонажи

Список литературы:

Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале XX вв. Новосибирск, 1975. 199 с.

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980. 317 с.

Борисова А. А. Многоликое чудовище абаасы (на материале олонхо) // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 2. С. 162–176.

Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: на материале традиций саха. Новосибирск, 2005. 307 с.

Васильев В. Е., Варавина Г. Н. Образ дерева в мифах и ритуалах якутов и северных тунгусов // Общество: Философия. История. Культура. 2016. № 4. С. 75–77.

Габышева Л. Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. Новосибирск, 2019. 143 с.

Гаврильева P. C. Одежда народа саха конца XVII – середины VIII века. Новосибирск, 1998. 144 с.

Гоголев А. И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов. Якутск, 2002. 104 с.

Данилова Н. К. Традиционное жилище народа саха: Пространство. Дом. Ритуал. Новосибирск, 2011. 122 с.

Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика саха (по материалам олонхо). Новосибирск, 2004. 312 с.

Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск, 1979. 484 с.

Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. 620 с.

МДЯ – Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам саха-французской экспедиции). Якутск, 2012. 226 с.

Мелетинский Е. М. Миф и историческая поэтика: избранные статьи. Воспоминания. М., 2018. 695 с.

Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. М., 2004. 304 с.

Ойунский П. А. Якутская сказка, ее сюжет и содержание. Якутск, 2013. 96 с.

Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1999. 636 с.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 2000. 336 с.

Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология: символ и архетип. Новосибирск, 1991. 155 с.

Сатанар М. Т. Генезис образа Сээркээн Сэсэна в эпосе олонхо // Проблемы исторической поэтики. 2022. Т. 20. № 3. С. 50–86. DOI: 10.15393/j9.art.2022.11262

Сатанар М. Т. Образ духа-хозяйки земли в эпосе олонхо. Часть 1: Статические и динамические характеристики // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2023. № 3 (вып. 47). С. 67–77. DOI 10.25205/2312- 6337-2023-3-67-77

Топоров В. Н. К реконструкции балто-славянского мифологического образа земли-матери * Zemḭa & * Mātē (* Mati) // Балто-славянские исследования 1998–1999. XIV. Сборник научных трудов. М.: Индрик, 2000. С. 239–371.

Трощанский В. Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. Казань, 1902. 219 с.

Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т. М., 2001. Т. 1. 528 с.

Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. Якутск, 2016. 448 с.

Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 144 с.

Эрих Н. Великая мать. Женские изображения и символы. СПб., 2022. 608 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН