Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2312-6337
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783 
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная
In English
Архив выпусков
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Порядок приема и публикации статей
Требования к оформлению материалов
Поиск по материалам:

Автор:

Название:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
Тел. 8(383)330-84-69 yaz_fol_sibiri@mail.ru

Статья

Название: Особенности базовых стилей и субстилей тувинского хоомея

Авторы: М. М. Бадыргы, Е. Л. Тирон

Международная академия «Хоомей», Кызыл, Россия; Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия

В рубрике Этномузыковедение

Выпуск 46, 2023Страницы 27-40
УДК: 78(571.52)DOI: 10.25205/2312-6337-2023-2-27-40

Аннотация:

Тувинское горловое пение хоомей – уникальный вид вокального музицирования, заключающийся в одновременном воспроизводстве выдержанного грудного низкого звука и мелодий-призвуков, создающих эффект многоголосного пения одним исполнителем. Исполнители тувинского хоомея различают три базовых стиля (вида): каргыраа, хоомей, сыгыт, представляющие три регистра – нижний, средний и верхний соответственно. Стили различаются тембровой окраской, способами звукоизвлечения, характерными средствами выразительности, композиционной структурой, текстовыми зачинами и наборами мелодий, а также особенными функциями. Подвиды (субстили) основных стилей горлового пения имеют специфическое тембровое звучание, функции, структуру и содержание текста. В статье приводится описание стилей и субстилей, а также дается характеристика большинства исполнительских приемов (хоректээр, думчуктаар, киштедир, сирленнедир, бырланнадыр, уянгылаар и т.д.). Особое колоритное звучание данных украшений и орнаментирования выполняет звукоизобразительные функции и основано на подражании различным звукам природы.

Ключевые слова: горловое пение, каргыраа, хоомей, сыгыт, сольное двухголосие, обертоновое пение, борбаннадыр, эзенги-лээр, тувинцы, этномузыковедение

Список литературы:

Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка / Под ред. и с предисл. Е. В. Гиппиуса. М.: Музыка, 1964. 256 с.

Бадыргы М. М. Тувинское горловое пение хоомей как объект культурной политики: Дис. ... канд. культурологии. Специальность: 24.00.01. Красноярск, 2022. 238 с.

Богданов И. А. Комментарий к комплексу грампластинок «Тувинский фольклор». М.: Всесоюзная фирма «Мелодия», 1981. [4 с].

Вайнштейн С. И. Феномен музыкального искусства, рожденный в степях // Советская этнография. 1980. № 1. С. 156.

Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов В. Т. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Науч. ред. В. П. Казначеев. Новосибирск: Ред.-полиграф. объединение СО РАСХН, 1992. 88 с.

Донорова У. О. Словарь музыкальных терминов тувинского языка / Под науч. ред. И. В. Кормушина. Электронные данные. Санкт-Петербург: Сциентиа, 2022. 2,57 Мб; 104 с. Режим доступа: https://scientia-pub.org / index.php / Sci / catalog / book / 45 – Загл. с экрана.

Карелина Е. К. История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней: исследование / Науч. ред. В. Н. Юнусова. М.: Композитор, 2009. 552 с.

Кошкендей И. М. Хөөмейни өөренири (методиктиг сүмелер) = Обучение хоомею (методические рекомендации) / Тыва улустуӊ ёзу-чаӊчылдарыныӊ, аас чогаал болгаш ус-шеверлер төвү = Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Кызыл, 2021. 72 ар.

Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение: этномузыковедческое исследование / Отв. ред. И. В. Мациевский. Новосибирск: Наука, 2002. 236 с.

Кыргыс З. К. Хоомей – жемчужина Тувы. Кызыл: Новости Тувы, 1992. 218 с.

Монгуш У. О. Музыкальная терминология в тувинском языке: Дис. ... канд. филол. наук. Специальность: 10.02.02. Кызыл, 2014. 306 с.

Монгуш У. О. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая // Материалы III межрегион. конф. с междунар. участием (28 июня – 2 июля 2011 г.). ТывГУ Кызыл, 2011.

Ондар Б. К. Топонимический словарь Тувы. Кызыл: Тув. кн. изд., 2007. 550 с.

Хөөмейжиниң бодалдары = Размышления хоомеиста / Сост. М. М. Сундуй (Бадыргы). Кызыл: Тув. кн. изд., 1998. 93 с.

Тамдын А. К. Хөөмейниң аргалары = Приемы хоомея // Научные доклады VI Международного этномузыкологического симпозимуа «Хоомей (горловое пение) – феномен культуры народов Центральной Азии» (Кызыл, 13–16 июня 2013 г.) / Отв. ред. З. К. Кыргыс. Кызыл, 2013. C. 184–190.

Тирон Е. Л. Колыбельные тувинцев: по экспедиционным материалам Новосибирской консерватории и Института филологии СО РАН // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2022. № 1 (вып. 43). С. 22–31. DOI 10.25205/2312-6337-2022-1-22-31

Tongeren M. C. van. Xöömij in Tuva: new developments, new dimensions, Master degree supervised by Ernst Heins, Ethnomusicologisch Centrum “Jaap Kunst”, Universiteit van Amsterdam, 1994.

Grawunder S. On the physiology of voice production in South-Siberian throat singing. Ed.: Frank and Timme, 2009. 288 р.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН