|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Об одном эпизоде погребального обряда, связанного с собакой, в телеутском сказании «Кёзийке»: К проблеме тюркского (огузского) и индоиранского культурного наследияАвторы: Е. Е. Ямаева Независимый исследователь, Горно-Алтайск, Россия В рубрике Обрядовый фольклор
Аннотация: В традиционных представлениях народов Сибири собака занимает особое место. Мотив убийства собаки во время погребальной церемонии присутствует в эпосе телеутов «Кёзийке». Этот мотив можно расшифровать с помощью текста из Авесты, в котором говорится, что при погребении умершего к нему подводили собаку, чтобы душа благополучно добралась мира мертвых. Телеуты в историческом плане считаются потомками древних огузов – этнической группы народов тюркского происхождения. Сходные с индоиранскими мотивы и их этнографические истоки свидетельствуют о том, что предки ряда этнических групп алтайцев (теле/огузы) входили в древний ареал тюрко-иранской культурной общности. Ключевые слова: собака, мифология, погребальный, обряд, телеуты, огузы, самодийцы, тюрко-иранский мир Список литературы: Абрамзон С. М. Киргизы и их этнические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971. 403 с. Атебеков А. К. О погребении собаки в усуньском кургане в Чуйской долине // Краткие сообщения. Ранние кочевники. М.: Наука, 1978. No 154. С. 59–71. Бауло А. В., Кулемзин В. М. Мировоззрение и культовая практика // Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / Отв. ред. И. Н. Гемуев, В. И. Молодин, З. П. Соколова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН, Ин-т археологии и этнографии СО РАН. М.: Наука, 2005. Ханты. Глава 7. С. 166–183. (Народы и культуры). Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. Ч. 1. 471 с. Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2005. 200 с. Викторова Л. Л. Ранние формы религии киданей // Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск: Наука, 1974. С. 261–265. Давыдова А. В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) – памятник хунну в Забайкалье. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 111 с. Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012. 408 с. (Кунсткамера – Архив; Т. VI). Кирюшин Ю. В. Энеолит и бронзовый век южно-таежной зоны Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. 293 с. Кирюшин Ю. В. Энеолит и ранняя бронза юга Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. 292 с. Кубарев Г. В. Культура древних тюрок Алтая. По материалам погребальных памятников. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2003. 400 с. Кузнецов Н. А., Худяков С. Ю. О захоронениях собак на Среднем Енисее по человеческому обряду // Сибирь в панораме тысячелетий (Материалы междунар. симпозиума). Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. Т. 1. С. 308–316. Литвинский Б. А. Древние кочевники «крыши мира». М., 1972. Могильников В. А., Суразаков А. С. Раскопки памятников Ябоган-III // Археология и этнография Алтая. Горно-Алтайск: Тип. Горно-Алт. гос. ун-та, 2003. Вып. 1. С. 26–63. Мошинская В. И., Лукина Н. В. О некоторых особенностях в отношении к собаке у обских угров // Археология и этнография Приобья. Томск, 1982. С. 46–60. Пелих Г. И. Селькупская мифология. Томск, 1998. 79 с. Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л.: Наука, 1969. 196 с. Радлов В. В. Из Сибири. М.: Гл. ред. вост. лит., 1989. 749 с. Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1959. Т. 2. 444 c. Шатинова Н. И. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во. Горно-Алт. отд-ние, 1981. 184 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |