|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Хоректээр как мелодико-текстовый зачин тувинского хоомеяАвторы: М. М. Бадыргы Международная академия «Хоомей», Кызыл, Россия В рубрике Этномузыковедение
Аннотация: В статье впервые описаны особенности и значение вокального приема хоректээр в тувинском горловом пении хоомей. Хоректээр, исполняемый особым грудным тембром, является частью музыкальной композиции, выполняющей функцию мелодико-словесного зачина. Автор предполагает, что исполняемый при помощи грудной клетки и брюшного пресса прием вокального пения в традиционной культуре назывался хоомеем, а в дальнейшем он получил определение термином хоректээр (хоректеп ырлаар). В статье излагаются результаты анализа структуры мелодико-текстовых зачинов хоректээр хоомеистов-классиков, приведены образцы хорек – воспевания груди как органа пения, который является источником образования характерного для тувинского хоомея тембра. Автор выражает солидарность с доктором искусствоведения З. К. Кыргыс в оценке роли приема хоректээр в системе тувинского хоомея как исключительно важной. Ключевые слова: хоректээр, хоомей, пение грудью, тувинское горловое пение, зачинная мелодическая речитация, сольное двухголосие, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр Список литературы: Аксёнов А. Н. Тувинская народная музыка. М.: Музыка, 1964. 238 с. Баязитова Г. Р. Музыкально-акустические основы сольного многоголосия: механизмы звукообразования бурдонного баса (на примере башкирского узляу): Автореф. дис. ... канд. ис-кусствоведения. Саратов, 2013. 30 с. Дмитриев Л. Б., Чернов Б. П., Маслов В. Т. Тайна тувинского «дуэта» или свойство гортани человека формировать механизм аэродинамического свиста / Науч. ред. В. П. Казначеев. Новосибирск: Ред.-полиграф. объединение СО РАСХН, 1992. 88 с. Кыргыс З. К. Песенная культура тувинского народа / Ред. И. В. Мациевский. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1992. 144 с. Кыргыс З. К. Тайна тувинского горлового пения хоомея. Кызыл: Тываполиграф, 2013. 138 с. Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование. Ново-сибирск: Наука, 2002. 236 с. Монгуш У. О. Музыкальная терминология в тувинском языке: Дис. ... канд. филол. наук: Рукопись. (Кызыл, 2014). 306 с. Тирон Е. Л., Кан-оол А. Х. Традиция горлового пения Овюрского района Республики Тыва: от архивных материалов к современным записям // От голоса к инструменту: феномен зву-ка в традиционном культурном наследии тюркоязычного мира: Материалы Пятого симпозиума исследовательской группы «Музыка тюркоязычного мира» (Алматы, 21–23 апреля 2016 г.). Алматы: Казах. нац. консерватория им. Курмангазы, 2016. С. 53–67. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |