|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: О чем говорит «говорящий варган»: варган и личная песня как основание темброво-ориентированных музыкальных системАвторы: А.В. Никольский, Э.Е. Алексеев, И.Е. Алексеев, В.Е. Дьяконова В рубрике Этномузыковедение
Аннотация: Статья развивает теорию дивергенции музыкальных систем Запада и Востока Евразии и представляет особый тип музыкального мышления, господствующий в традиционных культурах Сибири и Дальнего Востока. Если западно-евразийские культуры характеризуются развитием звуковысотных ладов, направленных к формированию тональности, то северо-восточные базируются на тембровых ладах и спектральных фактурах. Тембровая «тоновая организация» отличается от частотной «тональной организации» принципиальной установкой на личное употребление: «тембровое» музицирование осуществляется преимущественно «для себя» и / или для близких людей. Коллективное создание музыки здесь редко. По-видимому, основа подобной музыки имеет вокальные корни и зиждется на институте «личной песни». Варганное музицирование может рассматриваться в качестве инструментального партнера персонализированного пения. Эволюция тембрового музыкального искусства в значительной степени определяется уникальными чертами варганной акустики. Ключевые слова: этномузыковедение, варган (хомус), тембровая музыка, частотная музыка, дивергенция музыкальных культур, тоновая организация, тональная организация, спектральная фактура, личная песня, эволюция музыки Список литературы: Агапитов Н. Н., Хангалов М. Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской Губернии // Известия Восточно-сибирского отдела Императорского Русского Географиче-ского Общества. 1885. Т. 14. № 1–2. С. 1–61. Александрова Н. Пластинчатые варганы в археологических памятниках междуречья Камы и Вятки // Вопросы инструментоведения: Сб. статей / Под ред. И.В. Мациевского. СПб.: Рос. ин-т исто-рии искусств, 2017. Вып. 10. С. 83–91. Алексеев И. Е., Алексеев Э. Е., Дьяконова В. Е., Никольский А. В. Пролегомена ладовой организации варганной музыки на примере использования артикуляционных ступеней в «говорящем» якутском хомусе // Системные методы изучения музыкальной культуры: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. памяти В.В. Мазепуса. 31 октября – 1 ноября 2017 г. / Под ред. О.В. Новиковой. Новоси-бирск: Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 2017 (в печати). Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири / Под ред. И.С. Гурвич. Новосибирск: Наука, 1992. 242 с. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Сов. композитор, 1988. 237 с. Алексеев Э. Е. Варган играющий, поющий, говорящий // II Международный конгресс по варгановедению, Якутск, 19–25 июня 1991 г. Якутск, 1991. URL: http://eduard.alekseyev.org/work35.html Алексеенко А. М. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири // Материальная и духовная культура народов Сибири / Под ред. Ч.М. Таксами. Л.: Наука, 1988. С. 5–23. Беляев В. М. Музыкальные инструменты Узбекистана. М.: Гос. муз. изд-во, 1933. 130 с. Бичеоол В. K. O. Современное состояние культуры нганасан // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. Т. 4. № 20. С. 49–54. Булгакова Т. Д. Музыка в традиционной нанайской культуре // Российский фонд фундаментальных исследований. 2001. Т. 3. С. 213–218. Бурыкин А. А. Шаманы: те, кому служат духи. СПб.: Азбука-Классика, 2007. 285 с. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991. 296 с. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм, мышление, культура. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 1992. 161 с. Василевич Г. М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). Л.: Наука, 1969. 304 с. Васильев В. Е. Генезис шаманских инструментов народа саха в свете образа матери-зверя у тюрков, монголов и тунгусов // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2016. Т. 4. № 17. С. 18–27. Вербицкий В. И. Сеоки (кость, род, поколение) алтайцев // Томские Губернские Ведомости. 1865. Т. 42. № 2. Октябрь. С. 14. Виноградов В. С. Киргизская народная музыка. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1958. 332 с. Галайская Р. Б. Варган у народов Советского Союза: к вопросу об архаизмах и народном музыкальном инструментарии // Проблемы музыкального фольклора народов СССР: Статьи и материалы / Под ред. И. И. Земцовского. М.: Музыка, 1973. С. 328–350. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 124 с. Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа. Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии, 2000. 91 с. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места XIX — начала XX в. Новосибирск: Наука, 1986. 194 с. Добжанская О. Э. Чукотские наигрыши на рамном варгане // Варган (хомус) и его музыка: Материалы I Всесоюз. конф. 1988 г. / Под ред. Э.Е. Алексеева. Якутск: Ин-т языка, литературы и истории при АН СССР, 1991. С. 52–58. Дуван Н. Д. Личность ульчского шамана и его ритуал // Музыкальная этнография тунгусо-маньчжурских народов / Под ред. Ю.И. Шейкина. Якутск: Ин-т проблем малочисленных народов Севера, 2000. С. 51–53. Дуван Н. Д. Музыкальные инструменты ульчей // Записки Гродековского музея / Под ред. Н. И. Рубана, Т. В. Мельниковой. Хабаровск: Хабаров. краевой краевед. музей им. Н. И. Гродекова, 2003. С. 57–72. Дьяконова В. П. Тувинские шаманы и их социальная роль в обществе // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Под ред. И. С. Вдовина. Л.: Наука, 1981. С. 129–164. Екеева Э. В. Система семейного воспитания // Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие / Под ред. Н. В. Екеева. Горно-Алтайск: НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, 2014. С. 130–148. Енчинов Э. В. Семейные ценности алтайцев: трансформация обычного права в современной куль-туре. Автореф. дис. ... канд. истор. наук. М., 2009. 26 с. Есипова М. В., Путилов Б. Н., Шейкин Ю. И. и др. Варган // Музыкальные инструменты: Энциклопедия. М.: Дека-ВС, 2008. С. 112–115. Загретдинов Р. А. Школа игры на кубызе: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. С. Алкина, Т. С. Зиновьевой. Уфа: Белая река, 1997. 278 с. Земцовский И. И. Музыкальный инструмент и музыкальное мышление (к постановке вопроса) // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка / Под ред. И. В. Мациевского. М.: Сов. композитор, 1987. С. 125–131. Калиниченко И. П., Алексеев М. А. Медитативно-образная музыкальная (варганная) психотерапия как метод медицинской реабилитации пациентов с посттравмами // Достижения и перспективы медицинской реабилитации: Материалы науч.-практ. конф. / Под ред. В. Яменскова. Сочи: Федеральное гос. управление, 2008. С. 338–340. Кыпчакова Л. В. К вопросу о культе деревьев у алтайцев // Сибирский педагогический журнал. 2006. Т. 3. С. 130–136. Ларионов В. П., Семенов Я. С. Краткая математическая теория якутского хомуса // Варган (хомус) и его музыка: Материалы I Всесоюз. конф. 1988 г. / Под ред. Э. Е. Алексеева. Якутск: Ин-т языка, литературы и истории при АН СССР, 1991. С. 118–123. Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Под ред. И. Н. Гемуева. Новосибирск: Наука, 1989. 243 с. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 533 с. Мазепус В. В. О физических основах звукообразования при игре на варганах // Музыкальная этнография Северной Азии / Под ред. Ю. И. Шейкина. Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 1989. С. 155–161. Мамчева Н. А. Нивхские варганы // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник Сахалинского областного краеведческого музея. 2005. Т. 12. С. 271–284. Мамчева Н. А. Музыкальные инструменты в традиционной культуре нивхов / Под ред. Т. П. Роон. Южно-Сахалинск: Сахалин. обл. типогр., 2012. 382 с. Маслов А. Л. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее в Москве. М.: Труды музыкально-этнографического общества любите-лей естествознания, антропологии и этнографии, 1911. 205 с. Модоров И. С., Дворников Э. П. Исторический очерк по культуре народов Горного Алтая в конце XVII – ХХ в. // Мир Евразии. 2015. Т. 4. № 31. С. 24–50. Новик Е. С. «Вещь-знак» и «вещь-жест»: к семиотической интерпретации фетишей // Вестник РГГУ. 1998. № 2. С. 79–97. Новик Е. С. Семиотические функции голоса в фольклоре и верованиях народов Сибири // Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении / Под ред. Н. Лидовой, Н. И. Никулина. М.: РАН. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, 1999. С. 217–235. Пашина О. А., Васильева Е. Е., Данченкова Н. Ю. и др. Народное музыкальное творчество. СПб.: Композитор, 2005. 570 с. Попов А. А. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сборник музея антропологии и этнографии / Под ред. С. П. Толстова. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 255–323. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1883. 1083 с. Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск: Наука, 1990. 208 с. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 446 c. Соломонова Н. В. Музыкальная культура народов Дальнего Востока России XIX–XX вв. (Этномузыкологические очерки): Автореф. дис. ... докт. искусствоведения. М., 2000. 49 с. Старцев А. Ф. Этнические представления тунгусо-маньчжуров о природе и обществе. Владивосток: Дальнаука, 2017. 232 с. Сузукей В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1989. 144 с. Сузукей В. Ю. Типология тувинских хомусов // Варган (хомус) и его музыка: Материалы I Всесоюз. конф. 1988 г. / Под ред. Э. Е. Алексеева. Якутск: Ин-т языка, литературы и истории при АН СССР, 1991. С. 59–67. Сузукей В. Ю. Хомус в традиционной культуре тувинцев. Кызыл: Туваполиграф, 2010. 288 с. Сулейманова Р. Н. Пережитки шаманства у башкир // Этнологические исследования в Башкортостане / Под ред. И. Л. Габдрафикова, М. Д. Киекбаева, Ф. А. Шакуровой. Уфа: РАН, 1994. С. 119–130. Тадышева Н. О. Традиционный этикет алтайцев в семейно-родственном аспекте // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2016. Т. 2. № 12. С. 98–105. Тадышева Н. О. Отражение культа дерева в традиционном мировоззрении тюрков Саяно-Алтая // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. Т. 51. С. 118–123. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. Вып. 3. 224 с. Тюхтенева С. П. Личность и общество у алтайцев: от родовой принадлежности до общеалтайской идентичности // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. Т. 4. С. 72–81. Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с. Фомин В. П. Детские фоноинструменты южных алтайцев // Мир науки, культуры, образования. 2018. Т. 2. № 69. С. 373–375. Фраёнов В. П. Фактура // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Ю. В. Келдыша. 1981. Т. 5. С. 754–761. Чахов А. И. Старинные якутские музыкальные инструменты: технология изготовления. Якутск: Алаас, 2012. 78 с. Чернецов В. Н. Наскальные изображения Урала. М.: Наука, 1971. 118 с. Чернецов В. Н. Источники по этнографии Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной, О. М. Рындиной. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1987. 284 с. Шейкин Ю. И. Проблема жанра в музыкальном фольклоре удэ: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1982. 20 с. Шейкин Ю. И. Инструментальная музыка Югры: Методическое пособие по курсу народного творчества для студентов ТКФ и ФНИ музыкальных вузов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. консерватории им. М. И. Глинки, 1990. 68 с. Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование / Под ред. Е. С. Новик. М.: Вост. лит. РАН, 2002. 728 с. Шимомура И. Акустический механизм звукоизвлечения из «говорящего» варгана и из игры «замена горлом» // Фольклор палеоазиатских народов: Материалы II Междунар. науч. конф., г. Якутск, 21–25 ноября 2016 г. / Под ред. А. Н. Алексеева. Якутск: РИО медиа-холдинг, 2016. С. 216–221. Штокман Э. Исследование народных музыкальных инструментов Европы и их описание в много-томном справочнике (Handbuch) // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музы-ка / Под ред. И. В. Мациевского. М.: Сов. композитор, 1987. С. 39–56. Эмсгаймер Э. Варганы в Сибири и Средней Азии // Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР: Инструмент–исполнитель–музыка / Под ред. И. В. Мациевского. Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1986. С. 80–94. Adkins C. J. Investigation of the sound‐producing mechanism of the jew’s harp. The Journal of the Acoustical Society of America, 1974, vol. 55, no. 3, pp. 667–670. Ahlner F., Zlatev J. Cross-modal iconicity: A cognitive semiotic approach to sound symbolism. Sign Sys-tems Studies, 2010, vol. 38, no. 1, pp. 298–348. Alexeyev I. Ye., Shishigin S. S. The Music of the Yakut Traditional Khomus. Journal of the International Jew’s Harp Society, 2004, vol. 1, pp. 88–94. Beliaev V. The Formation of folk modal systems. Journal of the International Folk Music Council, 1963, vol. 15, pp. 4–9. Blasi D., Wichmann S., Hammarström H., Stadler P., Christiansen M. Sound-meaning association biases evidenced across thousands of languages. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2016, vol. 113, no. 39, pp. 10818–10823. Blench R. Musical aspects of Austronesian culture. Proceedings of the Xth Association of Southeast Asian Archaeologists Conference, London, 2004. Ed. L. Bacus, I. Glover. Cambridge, UK, Kay Williamson Educa-tional Foundation, 2004, pp. 1–10. Canave-Dioquino C., Santos R. P., Maceda J. The Philippines. The Garland Handbook of Southeast Asian Music. Ed. T. Miller, S. Williams. London, Routledge, 2008, pp. 415–445. Chuluunbaatar O. Rare Archaeological Musical Artefacts from Ancient Tombs in Mongolia. Studia instrumentorum musicae popularis (New Series). Ed. G. Jähnichen. Münster, Germany, MV Wissenschaft, 2016, pp. 225–250. Crane F. A history of the trump in pictures: Europe and America. Mount Pleasant, Iowa, Vierundzwanzigsteljahrsschrift der Internationalen Maultrommelvirtuosengenossenschaft, 2003, 182 p. Crane F. The Jew’s Harp as Aerophone. The Galpin Society Journal, 1968, vol. 21, march, pp. 66–69. Cuddy L. L., Balkwill L. L, Peretz I., Holden R. R. Musical difficulties are rare: a study of “tone deafness” among university students. Annals of the New York Academy of Sciences, 2005, vol. 1060, no. 1, pp. 311–324. Czaplicka M. Aboriginal Siberia. A study in Social Anthropology. Oxford, UK, Clarendon Press, 1914, 438 p. Davis B. L., MacNeilage P. F. The Articulatory Basis of Babbling. Journal of Speech Language and Hearing Research, 1995, vol. 38, no. 6, pp. 1199–1211. Davis B. L., Zajdo K. The Syllable in Speech Production: Perspectives on the Frame Content Theory. Abingdon, Oxfordshire, Lawrence Erlbaum Associates, 2008, 480 p. Dickinson K. ‘Believe’? Vocoders, digitalised female identity and camp. Popular Music, 2001, vol. 20, no. 03, pp. 333–347. Dournon-Taurelle G. La guimbarde. Paris, Nanterre University, Maison de l'archeologie et de l'ethnologie Rene Ginouves, 1975, 33 p. Dournon-Taurelle G., Wright J. Les Guimbardes du Musée de l’Homme. Paris, Institut d’Ethnologie, Muséum national d’Histoire naturelle, 1978, 150 p. Drabkin W. Theme. In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Stanley. Ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. London, UK, Macmillan Publishers, 2001. doi: 10.1093/gmo/9781561592630.article.27789. URL:https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/abstract/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000027789?rskey=AbDN4k&result=1 Firth J. R. Speech. London, Benn’s Sixpenny Library, 1930, 437 p. Fischer H. Sound-Producing Instruments in Oceania: Construction and Playing Technique - Distribution and Function. Ed. D. Niles. Boroko, Papua New Guinea, Institute of Papua New Guinea Studies, 1986, 270 p. Fischer‐Jørgensen E. On the universal character of phonetic symbolism with special reference to vowels. Studia Linguistica, 1978, vol. 32, № 1–2, pp. 80–90. Fox L. The Jew’s Harp: A Comprehensive Anthology. London, Lewisburg PA, Associated University Presses, Bucknell University Press, 1988, iss. 2nd., 224 p. Grösel L. Die Maultrommel als Kommunikationsmittel: Eine interkulturelle Gegenüberstellung ausgewählter Beispiele. Diplomarbeit angestrebter akademischer. Grad Magister der Philosophie. Wien, 2012, 92 p. Haid G. The trump and eroticism. Vie rundzwanzigsteljahrsschrift der Internationalen Maultrommelvirtuosengenossenschaft, 1999, vol. 8, pp. 60–80. Hatzenbichler C. Die Maultrommel und ihre Verwendung in der Volksmusik des deutschsprachigen Alpenraumes. Vienna, Austria, University of Music and Performing Arts, Music department, 2010, 172 p. Hauser-Schäublin B. Puberty rites, women’s Naven, and initiation: Women’s rituals of transition in Abelam and Iatmul culture. Gender rituals: Female initiation in Melanesia. Ed. N. C. Lutkehaus, P. B. Ros-coe. London, Routledge, 1995, pp. 33–53. Honeychurch W. Inner Asia and the spatial politics of empire: Archaeology, mobility, and culture con-tact. New York, NY, Springer New York, 2015, pp. 1–321. Hsu T.-H. Taiwan: Music of the Taiwan aborigines. In: The Garland encyclopedia of world music. Vol. 7: East Asia: China, Japan and Korea. Ed. R. C. Provine, Y. Tokumaru, L. Witzleben. London, Routledge, 2001, pp. 523–529. Ishi S. The Island of Formosa and its primitive inhabitants. In: Transactions and Proceedings of the Japan Society London. Ed. H. L. Joly. London, Kegan Paul, Trench, Trübner and Co., 1916, pp. 38–60. Jaago C. Estonian jew’s harp stories: the reproduction and restoration of melody-play tradition. Telemark University College, 2009, 86 p. Kartomi M. J. Musical Journeys in Sumatra. Champaign, IL, University of Illinois Press, 2012, 472 p. Kartomi M. J., Anderson Sutton R., Suanda E., Williams S., Harnish D. Indonesia. In: The Garland Handbook of Southeast Asian Music. Ed. T. Miller, S. Williams. London, Routledge, 2008, pp. 334–405. Koizumi F., Tokumaru Y., Yamaguchi O. Asian Musics in an Asian Perspective. Report of Asian Tradi-tional Performing Arts. Tokyo, Heibonsha Limited Publishers, 1977, 375 p. Kolltveit G. Jew’s harps in European archaeology. Oxford UK, Archaeopress, 2006, 264 p. Kolltveit G. Jew’s Harps of Bone, Wood and Metal How to Understand Construction, Classification and Chronology. In: Studien zur Musikarchäologie. Ed. R. Eichmann, J. Fang, L.-C. Koch. Rahden, Westfalia, Verlag Marie Leidorf GmbH, 2016, pp. 63–73. Kolltveit G. Munnharpas tidlige historie i Skandinavia: En studie i et arkeologisk materiale. Rauland, Norway, Norsk folkemusikklag, 1996, 157 p. Koskoff E. The Concise Garland Encyclopedia of World Music: The Middle East, South Asia, East Asia, Southeast Asia. London, Routledge, 2008, 652 p. Laing C. E. A perceptual advantage for onomatopoeia in early word learning: Evidence from eye-tracking. Journal of Experimental Child Psychology, 2017, vol. 161, pp. 32–45. Ledang O. K. On the acoustics and the systematic classification of the jaw’s harp. Yearbook of the Inter-national Folk Music Council, 1972, vol. 4, no. 1972, pp. 95–103. Leipp É. Un «vocoder» mécanique: La guimbarde. Annales des Télécommunications, 1963, vol. 18, № 5–6, pp. 82–87. Levin T. C., Suzukei V. Where Rivers and Mountains Sing: Sound, Music, and Nomadism in Tuva and Beyond. Bloomington, Indiana, Indiana University Press, 2006, 281 p. Maskarinec G. G. The Rulings of the Night: An Ethnography of Nepalese Shaman Oral Texts. Madison, WI, University of Wisconsin Press, 1995, 288 p. Matusky P. Borneo: Sabah, Sarawak, Brunei, and Kalimantan. In: The Garland Handbook of Southeast Asian Music. Ed. T. Miller, S. Williams. London, Routledge, 2008, pp. 406–414. McLean M. Weavers of Song: Polynesian Music and Dance. Honolulu, HI, University of Hawai’i Press, 1999, 543 p. McPhee C. Children and Music in Bali. In: Childhood in Contemporary Cultures. Ed. M. Mead, M. Wolfenstein. Chicago, University of Chicago Press, 1955, pp. 70–98. Menn L., Vihman M. M. Features in child phonology. In: Where do phonological features come from? Cognitive, physical and developmental bases of distinctive speech categories. Ed. G. N. Clements, R. Ridouane, 2011, pp. 261–301. Morgan D. A. Speaking in tongues: music, identity, and representation in Jew’s harp communities. PhD thesis. SOAS University of London, 2017, 375 p. Morgan D. A. Organs and bodies: the Jew’s harp and the anthropology of musical instruments. A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of master of arts. The University of British Columbia, 2008, 71 p. Nikolsky A. Evolution of Tonal Organization in Music Optimizes Neural Mechanisms in Symbolic En-coding of Perceptual Reality. Pt. 2: Ancient to Seventeenth Century. Frontiers in Psychology, 2016. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2016.00211/full Nuckolls J. B. To be or not to be ideophonically impoverished. In: Proceedings of the Eleventh Annual Symposium about Language and Society. Austin, Texas Linguistic Forum. Ed. W. F. Chiang et al. Austin, Texas, Texas Linguistic Forum, 2004, pp. 131–142. Ojamaa T. The Story of Life in Music: Autobiographical Songs of the Nganasans. Folklore: Electronic Journal of Folklore, 2002, vol. 20–22, pp. 77–97. doi: 10.7592/FEJF2002.21.songs. Ojamaa T., Ross J. Relationship between texts and tunes in the Siberian folksongs. In: CIM04: Conference on interdisciplinary musicology. Ed. R. Parncutt, A. Kessler, F. Zimmer. Graz, Austria, Graz Universi-ty, 2004, pp. 134–135. Oleszczak Ł., Michalczewski K., Borodovskii A. P. Chultukov Log 9 – A settlement from the Xiongnu-Xianbei-Rouran period in the Northern Altai. Eurasian Prehistory, 2018, vol. 14, № 1–2, pp. 153–178. Pakendorf B. Contact in the prehistory of the Sakha (Yakuts): Linguistic and genetic perspectives. Netherlands, 2007, 395 p. Papoušek H., Papoušek M. Beginning of Human Musicality. Music and the mind machine: The psycho-physiology and psychopathology of the sense of music. Berlin, Heidelberg, Springer Berlin Heidelberg, 1995, pp. 27–34. Patel A. D. Music, Language, and the Brain. Oxford, New York, Oxford University Press, 2010, 520 p. Pegg C. Mongolian music, dance and oral narrative: performing diverse identities. Seattle, WA, University of Washington Press, 2001, 376 p. Picken L. The Music of Far Eastern Asia. New Oxford History of Music: Ancient and oriental music. Ed. E. Wellesz. London, New York, Oxford University Press, 1957, pp. 135–189. Plate R. Kulturgeschichte der Maultrommel. OrpheusSchriftenreihe zu Grundfragen der Musik. Bonn, Verlag fuir systematische Musikwissenschaft, 1992, 235 p. Poss N. F. Hmong music and language cognition: An interdisciplinary investigation. Columbus, Ohio, The Ohio State University, Department of Music, 2012, 119 p. Pugh-Kitingan J. Huli Language and Instrumental Performance. Ethnomusicology, 1977, vol. 21, no. 2, pp. 205–232. Réti R. The Thematic Process in Music. New York, NY, Macmillan Publishers, 1951, 362 p. Røine A. Munnharpa: Spilleteknikk Mellom 1937–1990. Hovedfagsavhandling I etnomusikologi Griegakademiet-institutt for musikk Universitet I Bergen. Bergen, Norway, University of Bergen, Depart-ment of Music, 2006, 226 p. Rouget G. Music and Trance: A Theory of the Relations Between Music and Possession. University of Chicago Press, 1985, 419 p. Roux C.C.F.M.Le. De Bergpapoea’s van Nieuw – Guinea en hun Woongevied. Leiden, The Netherlands, Brill, 1950, Iss. Koninklijk, 889 p. Sam S.-A. The Khmer People of Cambodia. In: The Garland Handbook of Southeast Asian Music. Ed. T. Miller, S. Williams. London, Routledge, 2008, pp. 85–120. Sapir E. A study in phonetic symbolism. Journal of Experimental Psychology, 1929, vol. 12, no. 132, pp. 225–239. Sarangerel. Chosen by the Spirits: Following Your Shamanic Calling. Merrimac, MA, Destiny Books, 2001, 224 p. Schneider A. Sound, pitch, and scale: From “tone measurements” to sonological analysis in ethnomusi-cology. Ethnomusicology, 2001, vol. 45, no. 3, pp. 489–519. Sermier C. Mongolia: Empire of the Steppes. Fyshwick, Australia, Odyssey, 2002, 327 p. Shinohara K., Kawahara S. A Cross-linguistic Study of Sound Symbolism: The Images of Size. Annual Meeting of the Berkeley Linguistics Society, 2010, vol. 36, no. 1, pp. 396. Slobin M. Music in the culture of northern Afghanistan. Iss. Viking Fund Publications in Anthropology. Tucson, Wenner-Gren Foundation for Anthropological Research, 1976, 297 p. Stockmann E. The diffusion of musical instruments as an interethnic process of communication. Year-book of the International Folk Music Council, 1971, vol. 3, pp. 128–137. Suits J. The Pärnu type of wedged jew´s harp: quest for historical sources and manufacturing techniques. Thesis Submitted in partial Fulfillment of the Requirements for the Masters Degree in Arts of Tradition. Tel-emark University College, 2007, 58 p. Svantesson J. O. Sound symbolism: The role of word sound in meaning. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science, 2017, march. С. e01441. Tadagawa L. The khomus is my red deer on which I fly through the middle world” (Khomus in the sha-manic practice of Tuva: Research issues). The New Research of Tuva, 2017, vol. 2, pp. 165–176. Tompkins D. How to wreck a nice beach : the vocoder from World War II to hip-hop : the machine speaks. Brooklyn, NY, Melville House, 2010, 334 p. Trias S. Helmholtz and coupled resonators acoustics In Jew’s harp playing. Notodden, Norway, Tele-mark University College, Faculty of Arts, 2010, 119 p. Uchida R., Catlin A. Music of Upland Minorities in Burma, Laos, and Thailand. In: The Garland Hand-book of Southeast Asian Music. Ed. T. Miller, S. Williams. London, Routledge, 2008, pp. 303–316. Wright J. Jew’s Harp. In: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 2001. Ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. London, UK, Macmillan Publishers. doi: 10.1093/gmo/9781561592630.article.14300. Wright M. The Jews-Harp in Britain and Ireland. Abingdon, Oxfordshire, Routledge, 2015, 240 p. Yousof G.-S. The Encyclopedia of Malaysia: Performing arts. Brooklyn, NY, 2004, 144 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |