|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Символы и мотивы религиозного синкретизма в фольклоре бурят (на примере бурятских волшебных сказок из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока»)Авторы: В. В. Лыгденова, О. Б. Дашинамжилов В рубрике Повествовательный фольклор
Аннотация: В статье проводится структурно-мотивный анализ бурятских волшебных сказок из серии «Памятники народов Сибири и Дальнего Востока» (Институт филологии СО РАН, г.Новосибирск) с целью выявления в них элементов религиозного синкретизма и его специфики. Выделение синкретических мотивов, соотнесение их с шаманской и буддийской идеологиями, является сложной и, в то же время, актуальной задачей, так как данное исследование позволяет выявить основные механизмы эволюции религии. В ней показаны региональные различия в интерпретации тех или иных событий в сюжетной линии сказок, что связано со спецификой религиозного синкретизма у различных субэтнических групп бурят. В результате, делается вывод о том, что архаические и шаманские сказочные мотивы наиболее ярко отражены в сказках предбайкальских бурят, так как они позже всего подверглись влиянию буддизма. В сказках забайкальских бурят и монголов легче всего выявляются буддийские мотивы, хотя в них также прослеживается влияние шаманских и языческих верований. В целом, сказочные мотивы наиболее точно отражают эволюцию религиозного синкретизма и его специфику, что наглядно представлено в структурно-мотивном анализе сказок. Ключевые слова: религиозный синкретизм, шаманизм, буддизм, тэнгрианство, мотив, волшебная сказка, буряты, фольклор народов Сибири, этнография Список литературы: Бурятские волшебные сказки. Новосибирск: Наука, 1993. 341 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока). Жамцарано Ц. Путевые дневники: 1903–1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 382 с. Кузьмина Е.Н. Трансформация древнеиндийского мифа в фольклоре тюрко-монгольских народов // Гуманитарные науки в Сибири. 1995. Вып. 4. С. 55–58. Лыгденова В.В., Дашинамжилов О.Б. Трансформация и развитие буддийской церкви Республики Бурятии в постсоветский период (1959–1989 гг.) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2014. Т. XX. С. 366–368. Маторин Н.М. К вопросу о методологии изучения религиозного синкретизма // Сергею Федоровичу Ольденбургу. К 50-летию научно-общественной деятельности. 1882–1932. Л., 1934. С. 337–358. Религиозные верования: свод этнографических понятий и терминов. М.: Наука, 1993. Вып. 5. 240 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |