|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Нож как критерий силы и независимости в фольклоре оседлых коряковАвторы: Т. А. Голованева В рубрике Историческая память в фольклоре
Аннотация: В традиционной корякской культуре железный нож – сверхценность. Такое отношение к ножу отразилось в традиционном фольклоре. Владение ножом исключительно человеческое преимущество. Ножом владеет род потомков Большого Ворона. В традиционных повествованиях устойчиво повторяется сравнение, выражающее красоту ножа: «нож, как воронье крыло». Мифические иноплеменники рода Куткынняку не владеют ножами. Нож как ценный дар им преподносит сын Большого Ворона, юноша Амамкут. Нож как дар функционирует в охотничьих обрядах. В корякских сказках упоминаются деревянные, каменные, глиняные и железные ножи. Наиболее ценными являются железные ножи. Упоминание ножа в тексте корякской сказки всегда функционально. Выявление этнографического контекста позволяет понять логику фольклорного повествования. Ключевые слова: коряки, корякский фольклор, мифологический эпос, Вороний цикл, фольклорная традиция, авторское начало, этнографические реалии Список литературы: Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973. Диков Н. Н. Древние костры Чукотки и Камчатки.15 тысяч лет истории. Магадан, 1969. История и культура коряков / Под ред. А. И. Крушанова. СПб., 1993. Нагаяма Ю. Материалы по языку нымыланов-алюторцев. Саппоро, 2015. Нутаюлгин В. М. Прославивший Парень // Газета Корякского национального округа «Народовластие». 04.10.2014. № 80. С. 10. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |