|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2312-6337 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84783
| |
«Языки и фольклор коренных народов Сибири» — главная | |
|
СтатьяНазвание: Представления о духе шиле / шилемир у алтайцев: к проблеме этнокультурных контактов тюрко-иранских народовАвторы: Е. Е. Ямаева В рубрике Мотив и сюжет
Аннотация: Образ мужского духа шиле / шилемир, наделённого могущественными силами и свойствами, способными низвергнуть хана и его государство, сохранился в алтайском фольклоре. Персонаж Тарихе-буркан, который насылает шилемира в страну ойратов, интерпретируется как позднее ламаистское влияние на мифологическое мировоззрение алтайцев. Образ шилемира восходит к образу чильтана / чилти / шилтен из среднеазиатской мифологии. В земледельческой культурной традиции образ чильтана постепенно приобрёл черты покровителя мужских союзов или воинов. Традиционные представления о шилемире связаны с древнейшими архе-типами, бытовавшими в период тюрко-иранской культурной общности. Ключевые слова: алтайский фольклор, персонаж шилемир – могущественный бессмертный дух, среднеазиатская мифология, тюрко-иранская культурная общность Список литературы: Алтай баатырлар. Горно-Алтайск, 1966. Т. V. Алтай кеп-куучындар. Горно-Алтайск, 1994. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Горно-Алтайск, 1993. Мифологический словарь. – М., 1991. Молдобаев И.Б. Эпос «Манас» как источник для изучения духовной культуры киргизского народа. Фрунзе, 1989. Мурадов О.М. Древние образы мифологии у таджиков долины Зеравшана. Душанбе, 1979. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб., 1866. Ч. I.: Поднаречия Алтая. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |