|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: «Автоматические стихи» Бориса Поплавского: тема и вариации Авторы: Глеб Максимович Маматов; Елена Викторовна Тырышкина Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия; Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Исследуется концепция музыки лирической книги Б. Поплавского «Автоматические стихи». Рассматривается музыкальный код книги, под которым понимается символика, мифопоэтика и образность музыки, а также музыкальность, выраженная на уровне архитектоники. Одним из центральных образов всей книги Поплавского является звук. В «Автоматических стихах» этот образ имеет онтологический смысл; с ним связан мотив витальности, звуки становятся «строительным материалом» для создания особой сферы, где можно спастись от ужасного внешнего мира. Символика «внутренних звуков» героя книги соотносится с водными мотивами. Структура книги основана на монотематическом принципе, подобная организация близка жанру «тема и вариации». Ключевые слова: Б. Поплавский, «Автоматические стихи», сюрреализм, музыка, монотематизм, тема и вариации, архитектоника Список использованной литературы: Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово: В 2 т. М.: Музыка, 1972. Т. 1. 151 с. Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. 248 с. Ичин К. Илья Зданевич – адресат стихов Б. Поплавского // ДАДА по-русски. Белград: Изд-во Белград. ун-та, 2013. С. 155–170. Кирвель Ч. С. Философия. М.: Высш. шк., 2015. 741 с. Компарелли Р. Лирика Б. Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: Дис. … канд. филол. наук. Томск, 2015. 194 с. Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2010. № 1. С. 11–18. Лапаева Н. Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт автоматического письма // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы Всерос. конф. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2004. С. 284–290. Макарова С. А. Музыкальность лирики как теоретико-литературная проблема: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2018. 52 с. Мансков А. А. Поэтика «Музыкальных новелл» С. Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2007. 19 с. Милькович Н. С. Три разговора о Поплавском. Белград: Изд-во Белград. ун-та, 2023. 233 с. Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. 638 с. Поплавский Б. Ю. Собр. соч.: В 3 т. М.: Книжница. Русский путь. Согласие, 2009. Т. 1. 560 с. Прадивлянная Л. Н. Смыслообразующая функция эвфонических элементов в сюрреалистической поэзии // Науч. зап. БГПУ. 2019. № 18. С. 102–110. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. 427 с. Соловьёва Е. Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» // Stephanos. 2016. № 2. С. 119–128. Спасская Е. Л. Семантика и структура образа в поэтических текстах французских сюрреалистов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1993. 24 с. Сыроватко Л. В. Русский сюрреализм Бориса Поплавского // Сыроватко Л. В. Культурный слой. Гуманитарные исследования: о стихах и стихотворцах. Калининград: Изд-во НЭТ, 2007. С. 51–85. Токарев Д. В. «Между Индией и Гегелем». Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М.: НЛО, 2011. 352 с. Токарев Д. В. «Гегель труден, но лучше, то есть ближе, не напишешь»: романы Бориса Поплавского как «гегелевский текст» русской литературы // НЛО. 2019. № 156. С. 41–59. Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М.: Дет. лит., 1970. 242 с. Ямпольский М. Подземный патефон (об одном мотиве в поэзии Марии Степановой) // НЛО. 2014. № 6 (130). URL: http://www.intelros.ru/-readroom/nlo/130-2014/26191-podzemny-ypatefon-ob-odnom-motive-v-poezii-marii-stepanovoy.html (дата обращения 10.01.2024). Brown C. S. The Relations between Music and Literature as Field of Study // Comparative Literature. 1970. No. 2. P. 98–105. Livak L. The Poetics of French Surrealism in Boris Poplavskii’s Poetry 1924–1927 // The Slavic and East European Journal. 2000. Vol. 44, no. 2. P. 177–194. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |