Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: «Автоматические стихи» Бориса Поплавского: тема и вариации

Авторы: Глеб Максимович Маматов; Елена Викторовна Тырышкина

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия; Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 4, 2024Страницы 139-155
УДК: 821.161.1-1DOI: 10.17223/18137083/89/11

Аннотация:

Исследуется концепция музыки лирической книги Б. Поплавского «Автоматические стихи». Рассматривается музыкальный код книги, под которым понимается символика, мифопоэтика и образность музыки, а также музыкальность, выраженная на уровне архитектоники. Одним из центральных образов всей книги Поплавского является звук. В «Автоматических стихах» этот образ имеет онтологический смысл; с ним связан мотив витальности, звуки становятся «строительным материалом» для создания особой сферы, где можно спастись от ужасного внешнего мира. Символика «внутренних звуков» героя книги соотносится с водными мотивами. Структура книги основана на монотематическом принципе, подобная организация близка жанру «тема и вариации».

Ключевые слова: Б. Поплавский, «Автоматические стихи», сюрреализм, музыка, монотематизм, тема и вариации, архитектоника

Список использованной литературы:

Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово: В 2 т. М.: Музыка, 1972. Т. 1. 151 с.

Гервер Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). М.: Индрик, 2001. 248 с.

Ичин К. Илья Зданевич – адресат стихов Б. Поплавского // ДАДА по-русски. Белград: Изд-во Белград. ун-та, 2013. С. 155–170.

Кирвель Ч. С. Философия. М.: Высш. шк., 2015. 741 с.

Компарелли Р. Лирика Б. Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: Дис. … канд. филол. наук. Томск, 2015. 194 с.

Кочеткова О. С. Миф об Орфее в творчестве Бориса Поплавского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2010. № 1. С. 11–18.

Лапаева Н. Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт автоматического письма // Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: Материалы Всерос. конф. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2004. С. 284–290.

Макарова С. А. Музыкальность лирики как теоретико-литературная проблема: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2018. 52 с.

Мансков А. А. Поэтика «Музыкальных новелл» С. Д. Кржижановского: интертекстуальный аспект: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2007. 19 с.

Милькович Н. С. Три разговора о Поплавском. Белград: Изд-во Белград. ун-та, 2023. 233 с.

Называть вещи своими именами: программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. 638 с.

Поплавский Б. Ю. Собр. соч.: В 3 т. М.: Книжница. Русский путь. Согласие, 2009. Т. 1. 560 с.

Прадивлянная Л. Н. Смыслообразующая функция эвфонических элементов в сюрреалистической поэзии // Науч. зап. БГПУ. 2019. № 18. С. 102–110.

Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. 427 с.

Соловьёва Е. Е. «Музыкальный код» и «музыкальный экфрасис» // Stephanos. 2016. № 2. С. 119–128.

Спасская Е. Л. Семантика и структура образа в поэтических текстах французских сюрреалистов: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1993. 24 с.

Сыроватко Л. В. Русский сюрреализм Бориса Поплавского // Сыроватко Л. В. Культурный слой. Гуманитарные исследования: о стихах и стихотворцах. Калининград: Изд-во НЭТ, 2007. С. 51–85.

Токарев Д. В. «Между Индией и Гегелем». Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М.: НЛО, 2011. 352 с.

Токарев Д. В. «Гегель труден, но лучше, то есть ближе, не напишешь»: романы Бориса Поплавского как «гегелевский текст» русской литературы // НЛО. 2019. № 156. С. 41–59.

Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М.: Дет. лит., 1970. 242 с.

Ямпольский М. Подземный патефон (об одном мотиве в поэзии Марии Степановой) // НЛО. 2014. № 6 (130). URL: http://www.intelros.ru/-readroom/nlo/130-2014/26191-podzemny-ypatefon-ob-odnom-motive-v-poezii-marii-stepanovoy.html (дата обращения 10.01.2024).

Brown C. S. The Relations between Music and Literature as Field of Study // Comparative Literature. 1970. No. 2. P. 98–105.

Livak L. The Poetics of French Surrealism in Boris Poplavskii’s Poetry 1924–1927 // The Slavic and East European Journal. 2000. Vol. 44, no. 2. P. 177–194.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН