|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Чернокожая воительница в сценической миниатюре Любови Столицы «Зеркало девственниц» (1917): гендер и раса в театре кабаре Авторы: Вероника Борисовна Зусева-Озкан Институт мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, Москва, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Статья посвящена исследованию того, как героический и возвышенный образ девы-воительницы получил пародийное освещение в миниатюре Л. Н. Столицы «Зеркало девственниц» (1917), написанной для театра кабаре. Утверждается, что это уникальный случай комической трактовки фигуры воительницы в русской литературе модернизма. Показано, что комическое «снижение» высокого образа происходит по отношению именно к чернокожей героине и в связи с жанровыми конвенциями кабаретной культуры, в том числе в связи с популярностью в ней африканских мотивов, поданных исключительно пародийно. При этом обсуждаются проблемы гендерного и расового дискурсов русского модернизма. Ключевые слова: дева-воительница, гендер, раса, театр кабаре, Л. Н. Столица Список использованной литературы: Букс Н. Драматургия кабаре и театров миниатюр Серебряного века. Введение в историю кабаретной литературы // Кабаретные пьесы Серебряного века. М.: ОГИ, 2018а. С. 9–43. Букс Н. Феномен Чуж-Чуженина: юрист на кабаретной сцене // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918. М.: ИД ВШЭ, 2018б. С. 295–356. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; Л.: ГИХЛ, 1962. 436 с. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Патриархат и «женская власть» // Российский гендерный порядок: социологический подход. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2007. С. 68–95. Зусева-Озкан В.Б. Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты. М.: Индрик, 2021. 712 с. К. Ч. Негр в литературе // Современный Запад. 1922. Кн. 1. С. 146–147. Майга Абубакар Абдулвахиду. Африка во французских и русских травелогах (А. Жид и Н. Гумилев): Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2016. 234 с. Никифорова Л., Блохина Е. Портрет с арапчонком в русском искусстве XVIII века: культурный трансфер знаков // Искусствознание: журнал по теории и истории искусства. 2019. № 3. С. 100–135. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: Рус. мир, 2006. 637 с. Эконен К. Творец, субъект, женщина: стратегии женского письма в русском символизме. М.: НЛО, 2011. 400 с. Buhks N. Note about African motifs in the plays intended for Russian cabarets during the 1910s // The South African Journal for Slavic, Central and Eastern European Studies. 2011. Vol. 17, no. 2. P. 163–167. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |