![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Екатерина Дмитриевна Буханова Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия; Сибирский государственный медицинский университет, Томск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: В повести А. Г. Битова «Человек в пейзаже» (1983) фабула ментальных блужданий раскрывает развивающуюся в разговорах героев мысль о положении человека в онтологии, о возможностях искусства в познании бытия. Сюжет ментальных блужданий задает контрапункт философских вопросов: кто субъект бытия – Творец или самодвижение материи – и насколько сотворенное соответствует замыслу; какой слой бытия доступен сознанию человека и чем опасен выход за границы; исполняет ли художник замысел Творца – или искушается возможностью соперничества с Ним; является ли искусство отражением доступного человеку слоя реальности – или познанием целого мироздания; гносеологический ли это инструмент – или симулякр истины. Ключевые слова: А. Г. Битов, «Оглашенные», «Человек в пейзаже», сюжет путешествия, сущность ис-кусства, смысл бытия Список использованной литературы: Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н. А. Анастасьева. СПб.: Алетейя, 1999. 320 с. Арьев А. Огненный бык в сумеречном пейзаже // Портрет поздней империи: Андрей Битов / Авт.-сост. Е. Чигрин. М.: АСТ, 2020. С. 31–55. Баринова Е. Е. Метатекст в постмодернистском литературном нарративе: А. Битов, С. Довлатов, Е. Попов, Н. Байтов: Дис. ... канд. филол. наук. Новоси-бирск, 2008. 248 с. Бахтин М. М. Эпос и роман // М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. С. 447–483. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. 543 с. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с. Бычкова O. A. Проблемы симулякра в произведениях русского постмодернизма (на материале произведений А. Битова, Т. Толстой, В. Пелевина): Дис. ... канд. филол. наук. Чебоксары, 2008. 201 с. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения: В 2 т. М.: Искусство, 1996. 848 с. Гулиус Н. С. Художественная мистификация как прием текстопорождения в русской прозе 1980 – 1990 годов (А. Битов, М. Харитонов, Ю. Буйда): Дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2006. 204 с. Ковтун Н. В. Мастер – Пророк – Премудрость в повести А. Битова «Человек в пейзаже» // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 114–124. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: ИЗОГИЗ, 1933. 204 с. Липовецкий М. Л. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000-х годов. М.: НЛО, 2008. 848 с. Лихачёв Д. С. Бунт кромешного мира // Лихачёв Д. С., Панченко А. М. «Сме-ховой мир» Древней Руси. Л.: Наука, 1976. С. 57–74. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. СПб.: Азбука, 2010. 283 с. Назинцев В. В. Смеховая синергетика мира // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 1. С. 34–60. Пушкин А. С. Собр. соч.: В 16 т. М.: Худож. лит., 1948. Т. 3, кн. 1: Стихотво-рения, 1826–1836. Сказки. 635 с. Роднянская И. По обе стороны одностороннего мира // Новый мир. 2009. № 1. С. 164–169. Рыбакин А. И. Словарь английских личных имен: 4000 имен. М.: АСТ, 2000. 224 с. Рыбальченко Т. Л. Неудача как неизбежность творчества и как экзистенциальная проблема («Посмертные записки Тристрам-клуба» А. Битова) // Творческая неудача: причины, следствия, креативные возможности. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург, 2021. С. 324–338. Рыбальченко Т. Л. Сюжет бродяжничества и новая картина мира в современной русской литературе // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2013. № 6 (26). С. 87–100. Сид И. Геопоэт, или По дороге на Лхасу // Битов, или Новые сведения о человеке: [Сборник] / Сост. А. Бердичевская. М.: Эксмо, 2020. С. 190–195. Сурат И. Прощание. Битва и пушки. Жизнь как текст // Битов, или Новые сведения о человеке: [Сборник] / Сост. А. Бердичевская. М.: Эксмо, 2020. С. 50–69. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: [сборник] / Отв. ред. Т. В. Цивьян. М., 1983. С. 227–284. Тугушева Э. Ф. «Имперский роман» А. Г. Битова (на материале рома-на-странствия «Оглашенные») // Наука и общество. 2018. № 1 (30). С. 129–138. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: Сборник / Пер. с нем. М.: Высш. шк., 1991. 192 с. Чхаидзе Е. Культурная гибридность глазами Андрея Битова: Армения, Грузия, Россия // eSamizdat. 2021. № 14. С. 77–86. Эльрашид Али М. А. Пространство культуры в прозе А. Битова: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2021. 159 с. Якунина И. А. Повествовательная идентичность в прозе А. Битова 1960-х – 1970-х гг.: Дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2009. 181 с. Chances E. The Energy of Honesty, or Brussels Lace, Mandelstam, “Stolen Air,” and Inner Freedom. A Visit to the Creative Workshop of Andrei Bitov’s Pushkin House // Russian Literature. 2007. Vol. 61, no. 4. P. 503–524. Meyer P. The Moose of the Apocalypse: Andrej Bitov’s Man in Landscape // Russian Literature. 2007. Vol. 61, no. 4. P. 377–391. Vergara J. This Land Is Your Land: Andrei Bitov Travels Through the Caucasus // Russian Literature. 2022. Vol. 129. P. 1–6. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |