|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Событийная ретардация как основа абсурдистского дискурса (на материале произведений Д. Данилова) Авторы: Галина Александровна Жиличева, Павел Евгеньевич Жиличев Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Рассматриваются функции ретардации и устанавливается, что в современной литературе древнейший прием замедления интриги меняет свое значение – маркирует стратегию абсурда, указывает на «аннигиляцию» события. В ранних романах Д. Данилова ретардации-экфразисы проблематизируют возможность вычленения событий из потока жизни и их преобразования в историю. В пьесах писателя ретардации препятствуют развитию интриги, акцентируя семантическую поливалентность событий, обнажая базовые структуры драматургического действия и формируя метасюжет «угрозы». В романе «Саша, привет!» ретардация задерживает кумулятивную катастрофу: серийные повторы приобретают (в том числе и с помощью интермедиального контекста) такой масштаб, что размывают границы события, подчеркивают его неопределенность. Ключевые слова: ретардация, серийность, дискурс абсурда, нарратив, интрига, комедия угроз, Д. Дани-лов Список использованной литературы: Болотян И. М. Вербатим // Новый филологический вестник. 2011. № 17. С. 81–88. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 405 с. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академия, 1995. 298 с. Жаккар Ж.-Ф. Литература как таковая. От Набокова к Пушкину: Избранные работы о русской словесности. М.: НЛО, 2011. 408 с. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. / Пер. с фр. Е. Васильевой и др. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 472 c. Жиличева Г. А. Серийность как принцип наррации в современной прозе (С. Носов, А. Сальников, В. Пелевин) // Сибирский филологический журнал. 2022. № 4. С. 180–192. DOI 10.17223/18137083/81/14 Жиличев П. Комедия угроз как тип абсурдистского дискурса (Д. Кэмптон, Г. Пинтер, Д. Данилов) // Критика и семиотика. 2021. № 2. С. 473–489. DOI 10.25205/2307-1737-2021-2-473-489 Журчева О. В. Вербатим как механизм создания «Новой документальности» в новейшей русской драме // Филология и культура. 2016. № 3. С. 84–89. Лебедев С. В. Портрет художника в топосе (Брянская «одиссея» Л. Добычина глазами Д. Данилова) // Новый мир. 2014. № 11. С. 166–176. Лощилов И. Е. Застежка Олехновича: Л. Добычин и «русский космизм» // Сибирский филологический журнал. 2004. № 1. С. 64–72. Меркушов С. Ф. Игровое пространство и категория абсурда в драматургии Д. А. Данилова (пьесы «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой») // Вестник ВлГУ. 2020. № 3 (27). С. 67–75. Роднянская И. Дни нашей жизни. Современный опыт минималистского романа // История литературы. Поэтика. Кино: Сборник в честь М. О. Чудаковой. М.: Новое издательство, 2013. С. 360–379. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. СПб.: Петрополис, 2009. 402 с. Тамарченко Н. Д. Русский классический роман XIX века. Проблемы поэтики и типологии жанра. М.: РГГУ, 1997. 203 c. Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. М.: Алетейя, 2021. 270 с. Шатин Ю. В. Сюжетная машина как аннигилятор смысла («Дом листьев» Марка Z. Данилевского) // Сибирский филологический журнал. 2018. № 2. С. 127–133. Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. 266 с. Шмид В. Нарратология. М.: ЯСК, 2003. 312 с. Эсслин М. Театр абсурда. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с. Caverno J. H. The Messenger in Greek Tragedy // The Classical Journal. 1917. Vol. 12, no. 4. P. 263–270. Jong I. F. de. A Narratological Commentary on the Odyssey. Cambridge: Cambridge UP, 2001. 627 p. Flatt T. Narrative Desire and the Limits of Lament in Homer // The Classical Journal. 2017. Vol. 112, no. 4. P. 385–404. Lawson J. H. Theory and Technique of Playwriting: A Dramabook. N. Y.: Hill & Wang, 1960. 315 p. Rousseau (Calleu) A. Réhabilitation d’un genre: la comédie de menace de David Campton à Martin Crimp (1957–2008). URL: https://www.theses.fr/2010PA040162 (accessed: 14.01.2021). Scrimgeour G. J. The Messenger as a Dramatic Device in Shakespeare // Shake-speare Quarterly. 1968. Vol. 19, iss. 1. P. 41–54. Trensky P. I. Václav Havel and the Language of the Absurd // The Slavic and East European Journal. 1969. Vol. 13, no. 1. P. 42–65. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |