Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: «Отсутствующие» деревья в дендрообразе Сибири: берёза и пальма

Авторы: Татьяна Александровна Богумил

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2023Страницы 156-168
УДК: 821.161.1DOI: 10.17223/18137083/84/11

Аннотация:

Дендрообраз Сибири рассматривается сквозь призму фразы Всеволода Иванова о том, какие деревья (не)характерны для Сибири. Акцент поставлен на «отсутствующих» пальме и березе. Пальма (и ее эквивалент – сад) является дендрообразом, участвующим в базовых семантических оппозициях сибирского текста: «Север – Юг», «Дикость – Культура», «Реальность – Мечта», «Старый – Новый (утопический) социум». Отсутствие берёзы в высказывании Иванова значимо на фоне реальной распространенности дерева и его сакральной функции в верованиях коренных сибирских народов. Семантика берёзы как «русского» дерева обнажает подспудное противостояние Сибири и Центральной России, обостряющееся на разных этапах истории.

Ключевые слова: сибирский текст, образ Сибири, образ дерева, Алтай, В. Зазубрин, В. Шукшин

Список использованной литературы:

Агапкина Т. А. Дерево и человек: одна судьба на двоих // Ethnolinguistica Slavica: Сб. ст. / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 42–58.

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 318 с.

Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. 152 с.

Балалаева О. Э., Плужников Н. В. Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 80–95. DOI 10.31857/S0869 54150005293-2

Батьянова Е. П. Деревья, шаманы и иные миры // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 99–102.

Бедарева И. А. Базовые пространственные мифологемы в русской литературе Горного Алтая XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64), ч. 3. C. 20–22.

Блинов Е. Н. Особенности проектирования западносибирских городов-садов в советский период // Творчество и современность. 2016. № 1. С. 5–10.

Богумил Т. А. Семантика тверди и воды в романе В. Я. Зазубрина «Горы» // Текст и контекст: литературно-культурные связи / Под ред. Н. В. Константиновой. Новосибирск: НГПУ, 2021. С. 70–80.

Болонев Ф. Ф. Берёза в календарной культуре и традиционных верованиях народов Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2015. Т. 21. С. 492–495.

Бурмакова Е. А., Маругина Н. И. Антропоморфная метафора в художественном дискурсе (на материале автобиографических рассказов В. М. Шукшина) // Научный диалог. 2015. № 3 (39). С. 29–45.

Волдина Т. В. Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации // Финно-угорский мир. 2015. № 4 (25). С. 84–90.

Головнев А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1995. 606 с.

Козлова С. М. Региональная концепция национального возрождения в прозе В. М. Шукшина // Творчество В. М. Шукшина: поэтика, стиль, язык (К 65-летию со дня рождения). Барнаул: АлтГУ, 1994. С. 3–17.

Кондаков Г. В. Иван Ерошин. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 75 с.

Косарев М. Ф. Образ дерева в мифоритуальной традиции сибирских народов // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии: Сб. ст. / Отв. ред. М. Ф. Косарев. М.: Таус, 2006. С. 239–253.

Куликова И. М. Мифологическая парадигма в моделировании художественного пространства в творчестве В. Распутина // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 3–4 (15). С. 210–215.

Лощилов И. Е. «Пальма в Сибири не водится...»: к сибирским контекстам первой фразы рассказа Всеволода Иванова «Глиняная шуба» // Сибирский филологический журнал. 2015. № 3. С. 58–68.

Полякова Н. В. Фитонимический образ России (по данным ассоциативного эксперимента) // Альманах современной науки и образования. 2013. № 4 (71). C. 146–148.

Полякова Н. В. Объективация леса в языковой картине мира селькупского этноса // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2014. № 10 (151). С. 76–80.

Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992. 176 с.

Сергеева О. В. Концепт «берёза» в русской языковой картине мира // Вестник Ом. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 442–450.

Содномпилова М. М. Природное окружение в контексте образа «мира мертвых» в мировоззрении бурят: лес и дерево // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. 2018. № 7. С. 335–339.

Тадышева Н. О. Отражение культа дерева в традиционном мировоззрении тюрков Саяно-Алтая // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2018. № 51. С. 118–123. DOI 10.17223/19988613/51/17

Феоктистова И. К. Предание о белой берёзе // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2011. № 33 (248). С. 263–269.

Шастина Т. П. Ойротия – Горный Алтай: национальный проект в раннесоветской литературе («Горы» В. Я. Зазубрина) // Имагология и компаративистика. 2016. № 2 (6). С. 113–135. DOI 10.17223/24099554/6/8

Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.

Шерстова Л. И. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Изд-во ТГУ, 2010. 288 с. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 302 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН