|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: «Отсутствующие» деревья в дендрообразе Сибири: берёза и пальма Авторы: Татьяна Александровна Богумил Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Дендрообраз Сибири рассматривается сквозь призму фразы Всеволода Иванова о том, какие деревья (не)характерны для Сибири. Акцент поставлен на «отсутствующих» пальме и березе. Пальма (и ее эквивалент – сад) является дендрообразом, участвующим в базовых семантических оппозициях сибирского текста: «Север – Юг», «Дикость – Культура», «Реальность – Мечта», «Старый – Новый (утопический) социум». Отсутствие берёзы в высказывании Иванова значимо на фоне реальной распространенности дерева и его сакральной функции в верованиях коренных сибирских народов. Семантика берёзы как «русского» дерева обнажает подспудное противостояние Сибири и Центральной России, обостряющееся на разных этапах истории. Ключевые слова: сибирский текст, образ Сибири, образ дерева, Алтай, В. Зазубрин, В. Шукшин Список использованной литературы: Агапкина Т. А. Дерево и человек: одна судьба на двоих // Ethnolinguistica Slavica: Сб. ст. / Отв. ред. С. М. Толстая. М.: Индрик, 2013. С. 42–58. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. 318 с. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. 152 с. Балалаева О. Э., Плужников Н. В. Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 80–95. DOI 10.31857/S0869 54150005293-2 Батьянова Е. П. Деревья, шаманы и иные миры // Этнографическое обозрение. 2019. № 3. С. 99–102. Бедарева И. А. Базовые пространственные мифологемы в русской литературе Горного Алтая XX века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64), ч. 3. C. 20–22. Блинов Е. Н. Особенности проектирования западносибирских городов-садов в советский период // Творчество и современность. 2016. № 1. С. 5–10. Богумил Т. А. Семантика тверди и воды в романе В. Я. Зазубрина «Горы» // Текст и контекст: литературно-культурные связи / Под ред. Н. В. Константиновой. Новосибирск: НГПУ, 2021. С. 70–80. Болонев Ф. Ф. Берёза в календарной культуре и традиционных верованиях народов Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2015. Т. 21. С. 492–495. Бурмакова Е. А., Маругина Н. И. Антропоморфная метафора в художественном дискурсе (на материале автобиографических рассказов В. М. Шукшина) // Научный диалог. 2015. № 3 (39). С. 29–45. Волдина Т. В. Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации // Финно-угорский мир. 2015. № 4 (25). С. 84–90. Головнев А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1995. 606 с. Козлова С. М. Региональная концепция национального возрождения в прозе В. М. Шукшина // Творчество В. М. Шукшина: поэтика, стиль, язык (К 65-летию со дня рождения). Барнаул: АлтГУ, 1994. С. 3–17. Кондаков Г. В. Иван Ерошин. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 75 с. Косарев М. Ф. Образ дерева в мифоритуальной традиции сибирских народов // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии: Сб. ст. / Отв. ред. М. Ф. Косарев. М.: Таус, 2006. С. 239–253. Куликова И. М. Мифологическая парадигма в моделировании художественного пространства в творчестве В. Распутина // Символ науки: международный научный журнал. 2016. № 3–4 (15). С. 210–215. Лощилов И. Е. «Пальма в Сибири не водится...»: к сибирским контекстам первой фразы рассказа Всеволода Иванова «Глиняная шуба» // Сибирский филологический журнал. 2015. № 3. С. 58–68. Полякова Н. В. Фитонимический образ России (по данным ассоциативного эксперимента) // Альманах современной науки и образования. 2013. № 4 (71). C. 146–148. Полякова Н. В. Объективация леса в языковой картине мира селькупского этноса // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2014. № 10 (151). С. 76–80. Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука, 1992. 176 с. Сергеева О. В. Концепт «берёза» в русской языковой картине мира // Вестник Ом. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 442–450. Содномпилова М. М. Природное окружение в контексте образа «мира мертвых» в мировоззрении бурят: лес и дерево // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. 2018. № 7. С. 335–339. Тадышева Н. О. Отражение культа дерева в традиционном мировоззрении тюрков Саяно-Алтая // Вестник Том. гос. ун-та. История. 2018. № 51. С. 118–123. DOI 10.17223/19988613/51/17 Феоктистова И. К. Предание о белой берёзе // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2011. № 33 (248). С. 263–269. Шастина Т. П. Ойротия – Горный Алтай: национальный проект в раннесоветской литературе («Горы» В. Я. Зазубрина) // Имагология и компаративистика. 2016. № 2 (6). С. 113–135. DOI 10.17223/24099554/6/8 Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с. Шерстова Л. И. Бурханизм: истоки этноса и религии. Томск: Изд-во ТГУ, 2010. 288 с. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 302 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |