|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Пушкинские «Цыганы»: об одном сюжетном прецеденте в рассказах М. Горького и И. А. Бунина Авторы: Игорь Сергеевич Урюпин Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: В широком историко-культурном контексте рассматривается нравственно-философский, этико-эстетический потенциал поэмы А. С. Пушкина «Цыганы», явившейся идейно-смысловым первоисточником всех последующих «цыганских текстов» русской литературы, переосмысливших мотивы, восходящие к романтическому сюжету о трагической любви Алеко и Земфиры, ставшему прецедентным в творчестве писателей рубежа ХIХ–ХХ вв., изучается феномен «цыганской семиосферы» на разных уровнях текстопорождения. В свете концепции А. Ф. Лосева о символе в реалистическом искусстве анализируется образ костра как семиотического маркера в развертывании прецедентного сюжета о «горящем сердце» в рассказах М. Горького «Макар Чудра» и И. А. Бунина «Костер». Ключевые слова: А. С. Пушкин, «Цыганы», прецедентный феномен, сюжетный прецедент, М. Горький, «Макар Чудра», И. А. Бунин, «Костер», концепт, художественный образ Список использованной литературы: Александровъ Н. А. Степи. Вольныя птицы. Цыгане (фараоново племя). М.: Изданiе книгопродавца А. Я. Панафидина, 1901. 33 с. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996. 335 с. Богданова О. В. Ревизия Ницше в «Старухе Изергиль» М. Горького // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Т. 19, № 4. С. 306–318. Волкова А. А. Феномен цыганской культуры в контексте концептуального осмысления диалога культур ХIХ–ХХ вв.: социально-философский анализ. Автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2020. 35 с. Вьюшкова И. Г. Цыганские мотивы в поэзии Я. П. Полонского второй половины ХIХ века // ХIХ Ершовские чтения: Межвуз. сб. науч.-метод. ст. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2009. С. 48–49. Зеленцова С. В. Сюжетно-композиционная функция пейзажа в рассказах И. А. Бунина (на материале произведений до 1917 года) // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2 (52). С. 166–172. Иванов В. И. Собр. соч. Брюссель, 1987. Т. 4. 800 с. Келдыш В. А. Начало творческого пути («Макар Чудра») // Наследие М. Горького и современность. М.: Наука, 1986. С. 20–28. Козлова Г. А. «Цыганская тема» в контексте диалога русской и зарубежной литератур // Евразийский союз ученых. 2020. № 7-3 (76). С. 25–28. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с. Мароши В. В. Люди огня: к символике цыганского мифа в русской и европейской литературе ХIХ века // Сибирский филологический журнал. 2019. № 3. С. 53–66. DOI 10.17223/18137083/68/5 Ницше Ф. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Культурная революция, 2012. Т. 5: По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Случай «Вагнер». 480 с. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М.: Academia, 2000. 128 с. Стечкин Н. Я. Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества // Максим Горький: pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890–1910 гг. Антология. СПб.: РХГИ, 1997. С. 464–617. Урюпин И. С. Солярный и лунарный код в мифосемантике рассказа М. Горького «Макар Чудра» // Acta eruditorum. СПб.: Изд-во РХГА, 2019. Вып. 31. С. 121–123. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |