Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Театральный код в лирике Бориса Пастернака

Авторы: Юрий Васильевич Шатин

Новосибирский государственный педагогический университет Новосибирск, Россия; Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 1, 2023Страницы 168-178
УДК: 821.161.1DOI: 10.17223/18137083/82/12

Аннотация: В отличие от изучения театральности и театрального кода в прозе Пастернака, указанная проблематика в лирике поэта не привлекала значительного внимания исследователей. Между тем мотивы подмостков, театральной игры, соотношения театра и жизни – важный элемент его поэтики. В статье рассматриваются три существенных момента, определяющих театральный код. Во-первых, театр как особый топос, структурированный и отделенный от других типов художественного пространства; во-вторых, театр как особый семиотический знак, деформирующий первичное языковое значение, наделяющий его дополнительным смыслом; в-третьих, театр как средство создания универсального метонимического дискурса, распространяемого на другие моменты лирического целого. Важно отметить устойчивость театрального кода на протяжении всего творческого пути поэта, в той или иной мере присутствующего на всех этапах эволюции его лирики.

Ключевые слова: Пастернак, театральный код, сценическое пространство, семиотический знак, метонимический дискурс

Список использованной литературы:

Барт Р. Силы античной трагедии // Барт Р. Работы о театре. М., Ад Маргинем Пресс, 2014 C. 16–26.

Быков Д. Л. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2016 896 с. (Серия: ЖЗЛ)

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986 537 с.

Пасько Ю. В. «Вселенная внутри нас»: «Гамлет» Б. Пастернака через призму философии немецкого романтизма // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2016 № 1 (39). С. 130–149.

Флейшман Л. Статьи о Пастернаке. Bremen, 1977 150 с.

Хаменюк В. И. «Весь мир – театр…»: театральность в творчестве Пастернака // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017 № 5-1 (71). С. 34–37.

Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987 С. 324–338.

Malcolm D. Understanding Graham Swift. Colombia Uni. Press, 2000 236 р.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН