|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Грамматика учебного текста и предметные знания (пресуппозиция) Авторы: Павел Николаевич Трущелёв Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия В рубрике Языкознание
Аннотация: Предлагается подход к изучению учебного текста как модели предметных знаний; основное внимание уделяется выраженной пресуппозиции. Пресуппозиция выражается посредством модусных рамок и может занимать инициальное и неинициальное положение в тексте. Дидактическая функция пресуппозиции – актуализировать знания адресата, необходимые для адекватного понимания текста. Одновременно она фиксирует эпистемические отношения между известными и неизвестными сегментами знаний. Инициальная пресуппозиция определяет тематическую структуру текста. Неинициальная пресуппозиция расширяет информационный контекст и, как правило, развивает и детализирует заданную тему. Существует корреляция между текстообразующей функцией пресуппозиции и эпистемическим потенциалом выраженных с ее помощью знаний. Развертывание текста отражает эпистемический потенциал знаний и процесс их конструирования. Ключевые слова: учебный текст, знания, пресуппозиция, дидактическая коммуникация, текстообразование Список использованной литературы: Бондарко А. В. Глагольные категории в системе функциональной грамматики. М.: ЯСК, 2017. 336 с. Глинка Е. В. Система глаголов восприятия, мышления и говорения: Дис. … канд. филол. наук / Орл. гос. пед. ун-т. Орел, 2003. 264 с. Золотова Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Ин-т рус. яз., 2004. 544 с. Карчаева С. Х., Аликаев Р. С. Дискурсивность научно-учебных текстов // Вестник Пятигор. гос. лингвист. ун-та. 2010. № 2. С. 93–96. Норман Б. Ю. Прагматический аспект грамматики славянских языков // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 9. Филология. 2009. № 5. С. 76–85. Падучева Е. В. Презумпция // Русская корпусная грамматика. 2011. URL: http://rusgram.ru/Презумпция (дата обращения 04.05.2021). Самоделкин А. А. Тема-рематическая иерархия текста // Филологические науки. 2016. № 7, ч. 3. C. 132–138. Сичинава Д. В. Несовершенный вид // Русская корпусная грамматика. 2013. URL: http://rusgram.ru/Несовершенный_вид#313 (дата обращения 04.05.2021). Токарева П. В. Коммуникативные стратегии и тактики в современном учебном дискурсе (на материале школьных учебников): Дис. … канд. филол. наук / Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. Омск, 2005. 171 с. Швец В. М. Субъективная (эпистемическая) модальность и ее выражение в детской речи // Семантические категории в детской речи / Отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 161–180. Яхиббаева Л. М., Файрузова А. Р. Роль автора в порождении вторичного учебного текста // Вестник Башкир. ун-та. 2020. № 2. С. 399–404. DOI 10.33184/ bulletin-bsu-2020.2.29 Dijk T. A. van. Discourse and Knowledge. Cambridge: Cambridge Uni. Press, 2014. 400 p Doran Y. J. The Discourse of Physics. New York; London: Routledge, 2018. 244 p. Givón T. On Understanding Grammar. Rev. ed. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2018. 300 p. Martin J. R. Embedded literacy: Knowledge as meaning // Linguistics and Education. 2013. No. 24. P. 23–37. DOI 10.1016/j.linged.2012.11.006 Martin J. R. Revisiting Field: Specialized Knowledge in Secondary School Science and Humanities Discourse // ONOMÁZEIN. 2017. Spec. iss.: SFL. P. 111–148. DOI 10.7764/onomazein.sfl.05 Maton K. Making semantic waves: A key to cumulative knowledge-building // Linguistics and Education. 2013. No. 24. P. 8–22. DOI 10.1016/j.linged.2012.11.005 Maton K. Knowledge and Knowers: Towards a realist sociology of education. New York; London: Routledge, 2014. 256 p. Maton K., Chen R. Ts.-H. Specialization Codes: knowledge, knowers and student success // Accessing Academic Discourse / Ed. by J. R. Martin, K. Maton, Y. J. Doran. London; New York, 2020. P. 35–58. DOI 10.4324/9780429280726-2 Pipalova R. On the Global Textual Theme and Other Textual Hyperthemes // Linguistica Pragensia. 2005. Vol. 15, no. 2. P. 57–87. Reich U. Presupposed modality // Focus Realization in Romance and Beyond / Ed. by M. García. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2018. P. 203–228. DOI 10.1075/slcs.201.07rei Romoli J., Sauerland U. Presupposition and accommodation // Routledge Handbook of Pragmatics / Ed. by A. Barron, Yu. Gu, G. Steen. London; New York: Routledge, 2017. P. 257–276. Rose D. Building a pedagogic metalanguage // Accessing Academic Discourse / Ed. by J. R. Martin, K. Maton, Y. J. Doran. London; New York: Routledge, 2020. P. 236–267. DOI 10.4324/9780429280726-9 Vallduví E. Information structure // The Cambridge Handbook of Formal Semantics / Ed. by M. Aloni, P. Dekker. Cambridge: Cambridge Uni. Press, 2016. P. 728–755. DOI 10.1017/CBO9781139236157.024 Vera E. R. Textbooks and Education // The Palgrave Handbook of Textbook Studies / Ed. by E. Fuchs, A. Bock. New York: Palgrave Macmillan, 2017. P. 103–114. DOI 10.1057/978-1-137-53142-1_7 Weatherson B., Egan A. Introduction: Epistemic Modals and Epistemic Modality // Epistemic Modality / Ed. by A. Egan, B. Weatherson. New York: Oxford Uni. Press, 2011. P. 1–18. DOI 10.1093/acprof:oso/9780199591596.003.0001 |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |