|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Время как «присутствие» в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» Авторы: Анатолий Самуилович Собенников Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений ВА МТО имени генерала армии А. В. Хрулева, Санкт-Петербург, Петергоф, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Рассматривается структура художественного времени в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Присутствие определяется как бытийная форма существования человека во времени. В присутствии есть общее (бытие) и отдельное (личная экзистенция). В личной экзистенции большую роль играют по-прежнему, тогда, теперь, пора. Присутствие человека в здесь-бытии у Чехова не только нагружается социальным и психологическим содержанием, но и становится знаком времени. Авторская интуиция выводит комедию «Вишневый сад» из своего исторического времени и делает ее фактом «большого времени». Ключевые слова: А. П. Чехов, комедия «Вишневый сад», время, присутствие, личная экзистенция Список использованной литературы: Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 613 с. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Худож. лит., 1984. 511 с. Бибихин В. В. Пора (время-бытие). СПб.: Владимир Даль, 2015. 367 с. Горячева М. О. Мотив «психологического времени» в драматургии А. П. Чехова // О поэтике А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993. С. 192–206. Гушанская Е. М. «Вишневый сад» – место и время // Наследие А. П. Скафтымова и поэтика чеховской драматургии. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2014. С. 79–89. Журчева О. В. Формы выражения авторского сознания в «новой драме» рубежа XIX–XX веков // Культура и текст. 2001. № 6. С. 138–151. Загребальная Н. К. Дискурс о времени в драматургии А. П. Чехова // Наследие А. П. Скафтымова и актуальные проблемы изучения отечественной драматургии и прозы. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2015. С. 128–137. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.: РИК Русанова, 2001. 432 с. Ермаков С. А., Мезина Л. Г. Путь жизни человека как проблема философской антропологии // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 3 (23). С. 60–69. Ищук-Фадеева Н. И. Новая драма: философские истоки и поэтические нова- ции // Культурология. 2012. № 1 (60). С. 153–172. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2007. 736 с. Крейча О. Мой Чехов. Фрагменты московских лекций // Чеховиана. Звук лопнувшей струны. М.: Наука, 1990. С. 251–272. Кузнецов С. Н. «Вишнёвый сад»: логика истории и логика характеров // О поэтике А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993. С. 268–278. Курдюмов М. (М. А. Каллаш). Сердце смятенное. О творчестве А. П. Чехова (1904–1934) // А. П. Чехов: Pro et contra. СПб.: РХГА, 2010. Т. 2. С. 284–423. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам…». Пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982. 285 с. Плеханова И. И. Константы переходного времени: литературный процесс рубежа XX–XXI веков. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2010. 491 с. Скафтымов А. П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А. П. Чехова // Нравственные искания русских писателей. М.: Худож. лит., 1972. С. 339–381. Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2007. 492 c. Трубников Н. Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. 255 с. Хайдеггер М. Бытие и время. СПб.: Наука, 2006. 451 с. Шатина Л. П. Временная организация сюжетного диалога в «Вишневом саде» А. П. Чехова // О поэтике А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1993. С. 261–268. Gilman R. Chekhov’ Plays: An Opening into Eternity. New Haven, London: Yale Uni. Press, 1995. 261 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |