|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Философия синтеза и эстетика живописания И. А. Гончарова в книге путевых очерков «Фрегат “Паллада”» Авторы: Кристина Константиновна Павлович Томский государственный университет, Томск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Статья посвящена определению истоков художественного синтеза И. А. Гончарова и эстетики его живописания. Особое место в формировании творческого метода писателя занимает имя Н. И. Надеждина, от которого Гончаров унаследовал важную философскую категорию синтеза. В основе эстетических представлений Н. И. Надеждина лежала теория синтеза классического и романтического как основа современного искусства. Художественная теория Надеждина была органично воспринята И. А. Гончаровым в понимании развития литературного процесса как сочетания двух крайностей классического и романтического начала. Отличие гончаровского понимания «синтеза» состояло в обращении к художественности и в движении к поэтизации действительности. Живописание связано с эстетикой писателя и эпическим осмыслением действительности. Идея синтеза была воплощена в характере постановки проблемы живописания и изобразительного начала Гончарова. Эстетической формой воплощения синтеза во «Фрегате “Паллада”» И. А. Гончарова являются многочисленные «картины», «виды», «рисунки» и т. д., выражающие идею художественности. Ключевые слова: И. Гончаров, Н. Надеждин, синтез, живописание Список использованной литературы: Азбукин В. А. И. А. Гончаров в русской критике (1847–1912). Орел, 1916. 293 с. Ван Лицзю. Образы Китая и Японии в художественной концепции «Фрегата “Паллада”» И. А. Гончарова: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1991. 27 с. Васильева С. А. Шторм в Тихом океане (К вопросу о соотношении реального и воображаемого в книге «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова) // Историко-литературный сборник. Тверь, 1998. С. 86–103. Викторович В. А. Лекции по истории русской литературной критики от XVIII до начала XX века: Учеб. пособие. Коломна: МГОСГИ, 2013. 288 с. Горенштейн М. С. Пейзаж в очерках И. А. Гончарова «Фрегат “Паллада”» // Морская тема в литературе. Науч. тр. Краснодар. гос. пед. ин-та. Краснодар, 1965. Вып. 55. С. 66–73. Козьмин Н. К. Н. И. Надеждин. Жизнь, научно-литературная деятельность. 1804–1836. СПб., 1992. 561 с. Лаврецкий А. Литературно-эстетические идеи И. А. Гончарова // Литературная критика. 1940. № 5/6. C. 37–59. Манн Ю. В. Надеждин – предшественник Белинского // Вопросы литературы. 1962. № 6. С. 143–166. Михайлов П. М. Литературно-эстетические взгляды И. А. Гончарова // Изв. Крым. пед. ин-та им. М. В. Фрунзе. 1940. Т. 10: Русская литература. С. 75–130. Недзвецкий В. А. И. А. Гончаров – романист и художник. М.: Изд-во МГУ, 1992. 176 с. Постнов О. Г. Эстетика Гончарова. Новосибирск: Наука, 1997. 240 c. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 230 с. Рыбасов А. П. И. А. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1957. 350 с. Сахаров В. И. Добиваться своей художественной правды… // Контекст. Литературно-теоретические исследования. 1991. С. 118–134. Цейтлин А. Г. Иван Александрович Гончаров. М.: Изд-во МГУ, 1950. 492 с. Ehre M. Oblomov and His Creator: The Life and Art of Ivan Goncharov. Princeton (NJ): Princeton Uni. Press, 1973. IX, 295 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |