|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Реализация миромоделирующего потенциала концепта ЯЗЫК в учебных текстах: опыт анализа дискурсивного варьирования лингвокультурного концепта Авторы: Курьянович А. В., Серебренникова Е. А. Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия В рубрике Языкознание
Аннотация: Рассматривается специфика проявления универсальных и вариантных свойств лингвокультурного концепта ЯЗЫК в учебном дискурсе, определяющих особенности реализации им миромоделирующего потенциала. Последний определяется в качестве способности служить средством воплощения картины мира на уровне фрагмента, связанного с концептуализацией представлений носителей языка о сущности и роли языка в обществе. Новизной отличается аспект исследования, обусловленный выбором в качестве материала учебных текстов по русскому языку как иностранному, что позволяет изучить специфику интерпретации концепта ЯЗЫК с учетом жанровых и – шире ‒ дискурсивных характеристик. Ключевые слова: лингвокультурный концепт, концепт ЯЗЫК, миромоделирующий потенциал, миромоделирующая функция, учебный дискурс, учебный текст, дискурсивное варьирование концепта Список использованной литературы: Александров О. А., Андреева О. А. Универсальные концепты в когнитивной системе человека // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2010. № 3 (7). С. 26‒29. Апресян Ю. Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики (краткий очерк). М.: Просвещение, 1966. 301 c. Арутюнова Н. Д. Введение. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык о языке: Сб. ст. / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7‒19. Воркачев С. Г., Полиниченко Д. Ю. Концепт «язык» в русском паремиологическом фонде // Проблемы вербализации концептов в семантике текста: Материалы Междунар. симпозиума. Волгоград, 22–24 мая 2003 г.: В 2 ч. Волгоград: Перемена, 2003. Ч. 2: Тезисы докладов. С. 176‒180. Габидуллина А. Р. Жанры педагогического дискурса // Мова і культура. Киев, 2003. Т. 7, вип. 6. С. 174–182. Гоннова Т. В. Паремиологический фонд языка как источник изучения культурных концептов // Аксиологическая лингвистика: проблемы и перспективы: Тез. докл. Междунар. науч. конф. 27 апреля 2004 г. / Под ред. Н. А. Красавского. Волгоград: Колледж, 2004. С. 26–28. Демьянков В. З. Семантические роли и образы языка // Язык о языке: Сб. ст. / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 193‒270. Кашкин В. Б. Бытовая философия языка и языковые контрасты // Теоретическая и прикладная лингвистика: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2002. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. С. 4‒34. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. 349 с. Крючкова Н. В. Концепт ‒ Референция ‒ Коммуникация / Под ред. В. Е. Гольдина. Саратов: ИП Баженов, 2009. 390 с. Куровская Ю. Г. Языковая картина мира в современном учебнике: когнитивно-лингвистический подход к изучению: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017. 49 с. Левонтина И. Б. Речь vs язык в современном русском языке // Язык о языке. Сб. ст. / Под ред. Н. Д. Арутюновой. М.: Языки русской культуры, 2000. C. 271‒289. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2010. № 6 (96). С. 78‒83. Полиниченко Д. Ю. Естественный язык как лингвокультурный семиотический концепт: на материале русского и английского языков: Дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 179 с. Постовалова В. И. Язык как деятельность: опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта / АН СССР. Ин-т языкознания. М.: Наука, 1982.222 с. Ромашко С. А. «Язык»: структура концепта и возможности развертывания лингвистических концепций // Логический анализ языка. Культурные концепты: Сб. ст. / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1991. С. 161‒163. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М.: Наука, 1977. 340 с. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 989 с. Фуко М. Дискурс и истина. Минск: Пропилеи, 2006. 152 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |