|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Универсалии текста как теоретическое понятие Авторы: Юрий Васильевич Шатин, Игорь Ефимович Ким, Игорь Витальевич Силантьев Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме установления универсалий одной из форм вербальной культуры – художественной литературы, тесно связанной с художественным языком. Универсалии художественного языка принципиально отличны от универсалий других языковых систем, поскольку уникальность его кода создается каждый раз заново, причем не зависит от тематического наполнения высказывания. Самой значимой универсалией художественного языка является наличие двух со-противопоставленных речевых систем – стиха и прозы – в их разнообразных соотношениях в зависимости от жанра и направления. Другие универсалии художественного языка, как правило, оказываются тесно привязанными к художественному тексту. В статье выделены пять пар оппозиций, претендующих называться универсалиями художественного текста: повтор – контраст, симметрия – асимметрия, фон – фигура, свое – чужое, дискретное – континуальное. Ключевые слова: универсалии, художественный язык, литература, повтор, контраст, симметрия, асимметрия, фон, фигура, свое, чужое, дискретное, континуальное Список использованной литературы: Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929. 280 с. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по специальности «Рус. яз. и литература». М., 1977. 175 с. Бразговская Е. Е. Семиотика языка и коды культуры. М.: Юрайт, 2019. 186 с. Буланин Л. Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высш. шк., 1970. 206 с. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994. 244 с. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972. Т. 1. Клакхон К. Универсальные категории культуры // Вопросы социальной теории. 2009. Т. 3, вып. 1 (3). С. 7–31. Ковтунова И. И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976. 240 с. Мандельштам О. Э. Полн. собр. стихотворений. СПб., 1995. 724 с. Панов М. В. Русская фонетика: Учебник для университетов. М.: Просвещение, 1967. 440 с. Плоткин В. Я. Типологическая реконструкция динамики индоевропейской фонологической системы // Изв. АН СССР. Отд-ние литературы и языка. 1978. Т. 37, вып. 5. С. 393–399. Реформатский А. А. Компрессивно-аллегровая речь (в связи с ситуацией говорения) // Звуковой строй языка. М., 1979. С. 244–251. Флоренский П. А. Анализ пространственности и временности в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993. 330 с. Шарандин А. Л. Проблема слога и слогораздела в русском языке // Вестник Тамбов. ун-та. Серия: гуманитарные науки. 2005. Вып. 1 (37). С. 67–78. Шкловский В. Б. Воскрешение слова // Шкловский В. Б. Гамбургский счёт: Статьи – воспоминания – эссе (1914–1933). М.: Сов. писатель, 1990. С. 36–72. Ямпольский М. Изображение. Курс лекций. М., 2018. 972 с. Stockwell P. Cognitive Poetics. N. Y., 2002. 204 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |