|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: ДОБРО, ЗЛО, ПРАВДА, ЛОЖЬ в русской, украинской, британской и американской лингвокультурах: опыт психолингвистического эксперимента Авторы: А. П. Чудинов, Н. А. Сергиенко, В. М. Глушак Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия; Сургутский государственный университет, Сургут, Россия; Московский государственный институт международных отношений (университет), Москва, Россия В рубрике Языкознание
Аннотация: Представлены результаты психолингвистического эксперимента по выявлению общих характеристик и национально-культурных особенностей лингвокогнитивной категоризации и концептуализации лингвоментальных аксиологических сфер ДОБРО, ЗЛО, ПРАВДА, ЛОЖЬ в русской, украинской, британской и американской лингвокультурах. В эксперименте приняли участие 830 респондентов обоих полов, разного социального статуса и уровня образования из России, Украины, Великобритании и США. Психолингвистический эксперимент выполнялся поэтапно: на подготовительном этапе были разработаны анкеты для их последующего заполнения, на следующем этапе проводилось аналитическое обобщение полученных ассоциативных реакций и формулировались выводы. Установлено, что лингвоментальные аксиологические сферы ДОБРО, ЗЛО, ПРАВДА, ЛОЖЬ в структуре лингвоментальной сферы ЧЕЛОВЕК носят универсальный характер в русской, украинской, британской и американской лингвокультурах, при этом определенные отличия лингвокогнитивной категоризации и концептуализации связаны с особенностями культурного, исторического, социально-экономического развития, политического устройства разных стран. Этим объясняются незначительные отличия в языковом представлении внешнего мира носителями русской, украинской, британской и американской лингвокультур. Ключевые слова: лингвокогнитивная категоризация и концептуализация, ДОБРО, ЗЛО, ПРАВДА, ЛОЖЬ, психолингвистический эксперимент, лингвокультура Список использованной литературы: Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988. 388 с. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с. Арутюнова Н. Д. Истина. Добро. Красота: взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и без-образного. М.: Индрик, 2004. С. 5–29. Вешнинский Ю. Г. Аксиология культурного пространства-времени (в границах постсоветского культурного пространства) // Мир психологии. 2005. № 4. С. 226–235. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. М.: Либроком, 2009. 260 с. Горошко Е. И. Языковое сознание (ассоциативная парадигма): Дис. … д-ра филол. наук. М., 2001. 287 с. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Изд-во полит. лит., 1967. 351 с. Земскова Н. А. Концепты «истина», «правда», «ложь» как факторы вербализации действительности: когнитивно-прагматический аспект: на материале русского и английского языков: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2006. 23 с. Ивин А. А. Аксиология. М.: Высш. шк., 2006. 390 с. Карасик В. И. Аксиологическая лингвистика: концепты и дискурс // Германистика в России. Традиции и перспективы. Новосибирск, 2004. С. 28–32. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 261 с. Касьянова К. О русском национальном характере. Екатеринбург: Академический проект, 2003. 558 с. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с. Морозова О. I. Лінгвальні аспекти неправди як когнітивно-комунікативного утворення (на матеріалі сучасної англійської мови): Дис. … д-ра філол. наук. Киев, 2008. Никитин М. В. Заметки об оценке и оценочных значениях // Studia Linguistica (Когнитивно-прагматические и художественные функции языка). 2000. № 9. С. 12–22. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. 314 с.Сахно С. Л. «Свое – чужое» в концептуальных структурах // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. С. 95–101. Сергеева Л. А. Проблемы оценочной семантики. М.: МГОУ, 2003. 136 с. Сергиенко Н. А. Лингвоментальная сфера «человек» в русской, украинской, британской и американской лингвокультурах: Монография. Сургут: ИЦ СурГУ, 2019. 187 с. Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000. С. 97–113. Трипольская Т. А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск, 1999. 165 с. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 377 с. Kluckhohn F. R., Strodtbeck F. L. Variation in Value Orientations. Illinois: Row, Peerson and Company, 1961. 437 p. Searle J. Speech acts. An essay in philosophy of language. Cambridge: At the Uniersity Press, 1976. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |