|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: «Якутия» А. Е. Строганова. Художественная деконструкция мифологической идиллии Авторы: И. В. Силантьев, Ю. В. Шатин Институт филологии СО РАН, Новосибирск, Россия В рубрике Литературоведение
Аннотация: Проблема идиллического пространства занимает важное место в мифопоэтике сибирского текста и по праву может считаться одной из доминирующих мифологем в культуре и литературе народов Сибири. Реализацией этой мифологемы часто служит мифопоэтический топос Беловодья. Беловодье привлекало внимание писателей двух прошедших столетий, в том числе сибирских авторов – А. Е. Новосёлова, М. Плотникова и др. Смена парадигмы реалистического письма письмом постмодернистским, произошедшая на рубеже XX–ХХI вв., позволяет по-иному взглянуть на мифологическую идиллию, обнаружить иные пути её художественной деконструкции. В качестве примера деконструкции идиллического мифа эпохи постмодерна рассмотрена пьеса алтайского драматурга А. Е. Строганова «Якутия». Заданная как идиллия безлюдья, холода и аскезы, Якутия в финале чудесным образом превращается в страну радости, света и тепла, т. е. становится противоположной идиллией, более соответствующей традиционной форме типизации. Обращение к идиллии в контексте постмодерна показывает, что она обладает чертами, противоположными реалистической трактовке. Идея коллективного счастья отчётливо заменяется идеей индивидуальной свободы отдельно взятого человека, его экзистенции. Вместе с тем основные, архетипические черты трансформированного мира оказываются весьма близкими к исходному прототипу: оставленный героям мир зла открывает дорогу не идиллии, но новому опыту постижения универсума. Ключевые слова: мифопоэтика, миф о Беловодье, сибирская литература, А. Е. Строганов, пьеса «Якутия» Список использованной литературы: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234–407. Богумил Т. А. Беловодье: легенда, миф, бренд // Культура и текст. 2018. No 3. С. 89–102. Брехт Б. О театре. М., 1960. Дмитриева Е. Е. Миф о Беловодье, опоньское царство староверов-бегунов и загадка второго тома «Мёртвых душ» // Studia Litterarum. 2018. Т. 3, No 3. С. 116–143. Дутчак Е. Е. Из «Вавилона» в «Беловодье»: адаптационные возможности таёжных общин староверов-странников. Томск, 2007. Замятин Д. Локальные мифы: модерн и географическое воображение // Обсерватория культуры. 2009. No 2. С. 14–23. Ковтун Н. В. Идея земного рая в повести А. Е. Новосёлова «Беловодье» // Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве. Красноярск, 2010. С. 133–143. Купцова О. «Драма сознания» Александра Строганова и Клима // Acta universitatis Lodziensis. Folia litteraria rossica. 2013. С. 151–163. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995. Папкова Е. А. «Беловодье» Михаила Плотникова: русская литература 1-й трети XX в. в поисках крестьянского рая // Сибирские огни. 2011. No 4. С. 133–139. Строганов А. Е. Парареализм. URL: http://www.stroganow.ru/pararealism/. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. No 1. С. 28–35. Чистов К. В. Легенда о Беловодье // Тр. Карельского филиала Академии наук СССР. Петрозаводск, 1962. Вып. 35. С. 116–181. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |