Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Как писать для детей о «нашем крае»: версия писателей Западной Сибири конца 1920-х – начала 1930-х годов

Авторы: Н. Н. Родигина

Институт истории СО РАН, Новосибирск, Россия

В рубрике Литературоведение

Выпуск 4, 2020Страницы 119-132
УДК: 821.161.1(571)" 1920/1930"- 1/-9-93DOI: 10.17223/18137083/73/8

Аннотация: На материале выступлений в периодической печати и докладов на Первом съезде писателей Западной Сибири (1934 г.) рассматриваются мнения литераторов, педагогов и представителей партийной бюрократии о задачах и тематических приоритетах региональной детской литературы, о том, кто может быть детским писателем. Охарактеризована деятельность детской секции Западно-Сибирского комитета Союза писателей (первоначально существовала при Сибгосиздате). Сделан вывод о том, что если 1920-е гг. для сибирской детской литературы были временем активного поиска тем, образов, литературных форм, то к 1933–1934 гг. утвердился соцреалистический канон детской книги, согласно которому основные требования к художественным произведениям для детей – идеологическое соответствие, педагогический потенциал, увлекательность содержания.

Ключевые слова: детская литература Сибири, литературный процесс 1920–1930-х гг., история региональной литературы

Список использованной литературы:

Абрамова К. В. Сибирский детский журнал: темы, мотивы, редакционная тактика // Сюжетология и сюжетография. 2016. No 2. С. 166–176.

Арзамасцева И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900–1930. М.: Прометей, 2003. 404 с.

Балина М. Р. Советская детская литература: несколько слов о предмете исследования // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей, 1920-е – 1930-е гг. СПб.: Алетейя, 2013. С. 7–19.

Бондарев А. Г. Детская литература Иркутской области: сибирский миф ХХ века // Литература в школе. 2017. No 10. С. 31–33.

Гюнтер Х. Тоталитарное государство как синтез искусств // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 7–15.

Димке Д. Ребенок-ангел vs ребенок-герой: некоторые замечания по антропологии педагогики // Детские чтения. 2013. Т. 3, No 1. С. 74–99.

Добренко Е. А. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб.: Академический проект, 1997. 320 с.

Калинин И. Угнетенные должны говорить: массовый призыв в литературу и формирование советского субъекта, 1920-е – начало 1930-х гг. // Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России. М.: НЛО, 2012. С. 587–663.

Капинос Е. В. Пропагандистские мифы в «Сибирском детском журнале»: ученики Ленина, пионеры на камлании, Тельбес // Сюжетология и сюжетография. 2017. No 1. С. 63–78.

Кондаков И. В. Детство как убежище, или «Детский дискурс» советской литературы // Какорея. Из истории детства в России и других странах. М.; Тверь: Научная книга, 2008. С. 138–167.

Макаренко Е. К., Полева Е. А. Итоги и перспективы исследования современной сибирской литературы для детей и юношества (отчет по гранту РГНФ и администрации Томской области) // Вестник ТГПУ. 2017. No 2 (179). С. 128–134.

Маслинская С. Г. Михаил Абрамович Гершензон: профиль критика детской литературы в 1920–1930-е гг. // Детские чтения. 2015. Т. 8, No 2. С. 65–75.

Маслинская С. Г. Нужен ли детский писатель? (К истории становления советской детской литературы) // Детские чтения. 2014. Т. 6, No 2. С. 381–398.

Парамонов С. У истоков новой литературы (Сибирский Союз писателей) // Сиб. огни. 1977. No 10. С. 184–190.

Путилова Е. О. Очерки по истории критики советской детской литературы, 1917–1941. М.: Дет. лит., 1982. 175 с.

Ронен О. Детская литература и социалистический реализм // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000. С. 969–979.

Тубельская Г. Н. Из истории детской литературы Сибири в 20-е годы // Тр. Вост.-Сиб. гос. ин-та культуры. Улан-Удэ, 1970. Т. 6. С. 37–87.

Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. М.: НЛО, 2016. 560 с.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН