|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Культурные универсалии: сакральное пространство в мифологии народов Сибири и Дальнего Востока Авторы: Н. Р. Ойноткинова, А. А. Гриневич, Т. А. Голованева Институт филологии СО РАН, Новосибирск В рубрике Фольклористика
Аннотация: Представлен анализ этнических особенностей актуализации пространственного кода (как культурной универсалии) в алтайской, хантыйской и корякской традиционных культурах. В мифологической картине мира сферы пространства, организованного как горизонтально, так и вертикально, отождествляются с образами покровительствующих или враждебных человеку божеств. Равновесие мира задается оппозицией противоположных начал, при этом для всех этих культур концептуальной является оппозиция по вертикали (верхний – небесный // нижний – подземный), а для хантыйской также по горизонтали, ориентированная по течению р. Оби (верхний – южный // нижний – се-верный). Устойчивым является представление о вертикальном перемещении души человека после его смерти. В данных традиционных культурах проявляется феномен почитания священных мест. Сакрализация определенного географического пространства сопряжена с обрядами жертвоприношений в дар священному месту, которые могут и совершаться ситуативно, и быть приуроченными к календарному циклу. Ключевые слова: фольклор, культурный код, культурная универсалия, мифы алтайцев, мифы коряков, мифы хантов, пространственный код, сакральное пространство Список использованной литературы: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. Басилов В. Н. Тюркоязычных народов мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2. C. 536–537. Баскаков Н. А., Яимова Н. А. Шаманские мистерии Горного Алтая. Горно-Алтайск: Республиканская типография, 1993. 123 с. Беретти Н. Н. На крайнем Северо-Востоке // Вопросы истории Камчатки. 2014. Вып. 8. С. 240–318. Вербицкий В. В. Алтайские инородцы. М.: Этнограф. отд. Имп. об-ва любителей естествознания и антропологии, состоящий при Моск. ун-те, 1893. 386 с. Волдина Т. В. Представления о перевоплощении душ в традиционной культуре казымских хантов (проблемы записи и интерпретаций сакральных сведений) // Этнографическое обозрение. 2010. № 3. С. 32–43. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М. Религия народа манси. Культовые места (XIX – начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1986. 192 с. Голованева Т. А., Мальцева А. А. Голоса корякской культуры: Лилия Аймык. Новосибирск: Гео, 2015. 172 с. Дунин-Горкавич А. А. Тобольский Север: В 3 т. М.: Либерия, 1996. Т. 3: Этнографический очерк местных инородцев. 208 с. Значение охраны священных мест Арктики: исследование коренных народов севера России. М.: АКМНСС и ДВ РФ, 2007. 184 с. Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник Музея антропологии и этнографии. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. Т. 6. С. 19–36. Карьялайнен К. Ф. Религия югорских народов / Пер. с нем. Н. В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 1. 152 с. Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник 1977. М.: Наука, 1981. С. 117–138. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 452 с. Мальцева А. А., Голованева Т. А., Тирон Е. Л. Голоса корякской культуры: Александра Кергильхот. Новосибирск: Гео, 2019. 276 с. Мифология хантов / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина, Т. А. Молданов, Т. А. Молданова; науч. ред. В. В.Напольских. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. Т. 3. 310 с. (Энциклопедия уральских мифологий) Молданова Т. А. Пелымский Торум – устроитель медвежьих игрищ. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2010. 224 с. Ойноткинова Н. Р. О некоторых результатах полевого исследования современного обрядового фольклора алтайцев // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2015. № 1 (28). С. 50–55. Ойноткинова Н. Р. Поэтика текста обряда жертвоприношения духам-хозяевам гор у современных алтайцев // Языки и фольклор коренных народов Сибири. 2016. № 2 (31). С. 92–98. Ойноткинова Н. Р. Образное представление ада в шаманских текстах алтайцев // Вестник Том. ун-та. 2018. № 437. С. 51–58. СИГТЯ – Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюрк-ский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / Е. Р. Те- нишев, Г. Ф. Благова, И. Г. Добродомов, А. В. Дыбо, И. В. Кормушин, Л. С. Левицкая, О. А. Мудрак, К. М. Мусаев. М.: Наука, 2006. 908 с. Стебницкий С. Н. Очерки этнографии коряков. СПб.: Наука, 2000. 236 с. Фольклорное наследие В. Н. Малюковича. Обрядовые праздники коряков: фольклорно-этнографический сборник / Сост. М. Е. Беляева. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2016. 68 с. Чернецов В. Н. Представления о душе у обских угров // Тр. Ин-та этнографии: Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. М.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 51. С. 114–156. Эренбург Б. А. Звериный стиль. Пермь: Сенатор, 2014. 212 с. Kannisto A., Liimola M. Wogulische Volksdichtung. Bd. 4. Bärenlieder. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1958. 551 p. Roux J.-P. Tängri. Essai sur le Ciel-Dieu des peuples altaïques (deuxième article) // Revue de l'histoire des religions. 1956. Vol. 149, no. 2, pp. 197–230. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |