|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Сюжетная машина как аннигилятор смысла («Дом листьев» Марка Z. Данилевского) Авторы: Ю. В. Шатин Новосибирский государственный педагогический университет, Институт филологии СО РАН, Новосибирск В рубрике Литературоведение
Аннотация: Рассматривается проблема сюжета в литературе второй степени. В отличие от общепринятых классических образцов, ориентированных на изображение фрагментов целостной картины действительности, в литературе второй степени основным героем повествования становится сам имманентный смысл языка без его соответствия логике внешнего мира. Повествование при этом лишается абсолютной власти, а внеположенный смысл текста теряет признаки верификации, подвергаясь воздействию палимпсестных образований: интертекста, паратекста, гипертекста, метатекста, архетекста. Подобные изменения возвращают тексту исконную функцию комментария к множеству других текстов, которые могут иметь виртуальную природу. В таком случае смысл не открывается в процессе развития сюжета, но изобретается всякий раз по мере предъявления того или иного фрагмента. Сюжет теряет привычные очертания, становясь машиной, которая осуществляет игру по производству и уничтожению смыслов. Подобные тенденции зародились в первой половине ХХ в. К значимым образцам таких текстов можно отнести «Дар» Набокова или «Сад расходящихся дорожек» Борхеса. По мере перехода от модернизма к постмодернизму художественный текст окончательно теряет признаки структурной упорядоченности, подчиняясь ризомной организации. В качестве примера ризоматического членения в статье рассматривается роман Марка Z. Данилевского «Дом листьев». Ключевые слова: постмодернизм, палимпсест, сюжетная машина, ризома Список использованной литературы: Данилевский М. Z. Дом листьев. Екатеринбург, 2016. Делёз Ж. Логика смысла. Екатеринбург, 1998. Деррида Ж. Письмо и различие. М., 2000. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997. Леман Х.-Т. Постдраматический театр М.. 2013. Набоков В. В. Дар // Набоков В. В. Избр. М., 1990. Фатеева Н. А. Контрапункт интертекстуальности, или Интертекст в мире текстов. М., 2000. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003. Эко У. Открытое произведение. М., 2004. Genette G. Palimpsestes: Le literature au second degré. P., 1982. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |