|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Скит искусств: жизнестроительство Георгия Гребенщикова Авторы: В. В. Десятов Алтайский государственный университет, Барнаул В рубрике Литературоведение
Аннотация: Различные виды творческой активности Георгия Гребенщикова рассматриваются преимущественно в контексте поисков и идей русского модернизма: поисков нового коллективного образа жизни, жизнетворчества, интереса к крестьянским сектам, воссоединения искусства и религии, синтеза искусств, создания «именных» мифологий. Жизнестроительство писателя анализируется в варианте автопрезентации, на материале текстов самого Г. Гребенщикова. Среди основных его жизнетворческих ориентиров – Лев Толстой, Николай Гоголь, большевики, алтайские староверы (какими они предстают в более ранних сочинениях Гребенщикова), Сергий Радонежский, Георгий Победоносец. Основанную писателем в США общину, Чураевку на Помпераге, сам он определил как «скит русской культурной мысли». «Чураевы», часовня в Чураевке на Помпераге, построенная в честь святого Сергия Радонежского («страница русской эпопеи, написанная не словами, а гранитом»), и текст «Радонеги» образуют любопытный, может быть, даже уникальный в жанровом отношении литературно-архитектурный триптих. Основным автором его является Гребенщиков, соавторами – Николай Рерих (создатель архитектурного проекта часовни), выдающийся скульптор С. Т. Коненков, художники, принимавшие участие в ее оформлении, поэты, посвятившие ей свои стихи. Интермедиальное целое, которое Гребенщиков резонно обозначил новым словом «Радонега», можно рассматривать и на фоне вагнеровского Gesamtkunstwerk’а. Ключевые слова: жизнестроительство, община, модернизм, синтез искусств Список использованной литературы: Богомолов Н. А. Петербургские гафизиты // Серебряный век в России: Избр. страницы. М., 1993. С. 167–210. Богомолов Н. А. Этюд об ахматовском жизнетворчестве // Богомолов Н. А. От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской поэзии. М., 2004. С. 323–332. Богумил Т. А., Худенко Е. А. Отзыв ведущей организации о диссертации Горбенко Александра Юрьевича «Жизнестроительство Г. Д. Гребенщикова: генезис, механизмы, семантика, контекст» // Культура и текст. 2017. № 2. С. 209–215. Горбенко А. Ю. К механизмам жизнестроительства Георгия Гребенщикова: Чураевка как реплика скита Сергия Радонежского // Вестн. Кемер. гос. ун-та. 2015. № 4-3(64). С. 193–197. Горбенко А. Ю. Жизнестроительство Г. Д. Гребенщикова: генезис, механизмы, семантика, контекст: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2016. Горбенко А. Ю. Чураевка и Ясная поляна: рецепция толстовской модели в жизнестроительстве Г. Д. Гребенщикова // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та. 2017. № 1(39). С. 150–155. Гребенщиков Г. Д. Собрание сочинений: В 6 т. Барнаул, 2013. Гречишкин С. С., Лавров А. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Ново-Басманная, 19 / Сост. Н. Богомолова. М., 1990. С. 530–589. Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993. Дебрецени П. Житие Александра Болдинского: канонизация Пушкина в советской культуре // Русская литература ХХ века. Исследования американских ученых. СПб., 1993. С. 258–283. Десятов В. Российское утопическое жизнетворчество и мессианизм. Случай Николая Гумилева // Lebenskunst – Kunstleben. Жизнетворчество в русской культуре XVIII–XX вв. / Hrsg. von Sch. Schahadat. München, 1998. С. 169–182. (Die Welt der Slaven. Sammelbände; Bd 3). Жолковский А. К. Страх, тяжесть, мрамор (из материалов к жизнетворческой биографии Ахматовой) // Жолковский А. К. Поэтика за чайным столом и другие разборы: Сб. ст. М., 2014. С. 527–562. Кравченко В. Антропософия в России // Русская философия: Малый энцикл. слов. / Под ред. А. И. Алешина. М., 1995. Лонгфелло У. Песнь о Гайавате. Л., 1976. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992. Маяковский В. В. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1982. Набоков В. Торжество добродетели // Набоков В. Собр. соч. русского периода: В 5 т. Т. 2. СПб., 1999. С. 683–688. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996. Попов В. Довлатов. М., 2015. Примочкина Н. «Первым своим учителем считаю М. Горького». М. Горький и Георгий Гребенщиков: к истории литературных отношений // Новое литературное обозрение. 2001. № 48. Росов В. А. Книгоиздательство «Алатас» // Рерихи. Восток – Запад. М., 2006. С. 33–39. Санникова А. А. Чураевка как идеал русской общины (культурно-просветительская деятельность Г. Д. Гребенщикова) // Алтайский текст в русской культуре. Вып. 3. Барнаул, 2006. С. 18–28. Сироткина И. Е. Шестое чувство авангарда: Танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников. СПб., 2016. Тихомирова Е. Е. Локус «Сибирь» в творчестве Г. Д. Гребенщикова // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2017. Т. 6, № 1. С. 109–113. Черняева Т. Г. Георгий Гребенщиков (Очерк жизни и творчества). Ч. 1 // Наука, культура, образование. 2002. № 10. С. 28–42. Черняева Т. Г. «... Я, скромный сын своего полудикого Алтая...» // Гребенщиков Г. Д. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. Барнаул, 2013. С. 5–44. Эткинд А. Хлыст. (Секты, литература и революция). М., 1998. Creating Life: The Aestethic Utopia of Russian Modernism / Ed. by I. Paperno, J. D. Grossman. Stanford, 1994.Gunther H. Zhisnestroenije // Russian Literature. 1986. Vol. 20. Р. 41–48. Lebenskunst – Kunstleben. Жизнетворчество в русской культуре XVIII–XX вв. / Hrsg. von Sch. Schahadat. Munchen, 1998. (Die Welt der Slaven. Sammelbände; Bd 3). Matich O. Zinaida Gippius: Theory and praxis of love // Readings in Russian Modernism. (UCLA Slavic Studies). Культура русского модернизма / Под ред. Р. Вроона, Д. Мальмстада. М., 1993. С. 237–250. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |