|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Мастер – пророк – Премудрость в повести А. Битова «Человек в пейзаже» Авторы: Н. В. Ковтун Красноярский государственный педагогический университет В рубрике Литературоведение
Аннотация: Статья посвящена анализу сюжета о поиске и обретении истины в знаковой повести А. Битова «Человек в пейзаже» (1983), вошедшей в роман-странствие «Оглашенные». Произведение, однако, рассматривается как вполне самодостаточное, предопределившее ряд тем, персонажей, нарративных стратегий, ставших ключевыми для отечественной словесности рубежа ХХ–ХХI вв. Речь идет не столько о творческих приемах, сколько о решении магистральной темы всего творчества А. Битова мастер – пророк – София Премудрость, о восхождении личности к постижению своей роли в мироздании. Повесть является своеобразным метатекстом мировой культуры, герменевтической загадкой, которую и разгадывает герой-мист, искатель истины, сопровождаемый посвященным – художником-реставратором, стирающим пыль веков с первозданного пейзажа бытия. Ключевые слова: А. Битов, «Человек в пейзаже», поиск истины, метапроза Список использованной литературы: Абашева М. Литература в поисках лица. Русская проза конца ХХ века: Становление авторской идентичности. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2001. 320 с. Адрианова М. Д. Авторские стратегии в романной прозе А. Битова. СПб.: БАН, 2011. 198 с. Берман Б. И. Читатель жития (Агиографический канон русского средневековья и традиция его восприятия) // Художественный язык средневековья: Сб. ст. М., 1982. С. 159–183. Битов А. Есть историческое время, через которое не прыгнешь… // Литера- турная газета. 1996. 13 марта. Васильева Г. М. Образ мастера в творчестве И. В. Гете и Л. Н. Толстого // Материалы к «Словарю сюжетов русской литературы». Вып. 9: Лирические и эпические сюжеты. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. С. 92–100. Хождение апостола Павла по мукам, издано Н. С. Тихонравовым // Памятники отреченной русской литературы. М., 1964. Т. 2. С. 40–58. Генис А. Пейзаж зазеркалья. Андрей Битов // Звезда. 1997. № 5. С. 31–34. Гоголь Н. В. Письмо О. В. Гоголь, 20 янв. 1847 г. // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т. 13. М., 1951. С. 180–186. Гольденберг А. Житийная традиция в «Мертвых душах» // Литературная учеба. 1982. № 3. С. 155–162. Ковтун Н. В. Сонечки в новейшей русской прозе: к проблеме художественной трансформации мифологемы софийности // Литература. 2011. № 53(2). С. 53–70. Козлова С. М. Мифология и мифопоэтика сюжета о поисках истины // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы». Новосибирск, 1996. С. 34–64. Липовецкий М. Н. Разгром музея: Поэтика романа А. Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С. 230–244. Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб.: Изд-во журн. «Звезда», 2005. 544 с. Рильке Р.-М. Bopncbege. Огюст Роден. Письма. Стихи. М., 1971. Роднянская И. Преодоление опыта, или Двадцать лет странствий // Новый мир. 1994. № 8. С. 222–232. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. 608 с. Топоров В. Н. Аптекарский остров как городское урочище (общий взгляд) // Ноосфера и художественное творчество. М., 1991. С. 236–243. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. 408 с. Шеметова Т. Г. Поэтика прозы А. Г. Битова. Улан-Удэ, 2001. 152 с. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. М., 1996. 288 с. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |