![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Н. А. Непомнящих Институт филологии СО РАН, Новосибирск В рубрике Литературоведение
Аннотация: Основные повторяющиеся мотивы творчества Бориса Рыжего – это мотивы танатологические: стремление к смерти как путь к ней, рефлексии о смерти и ожидание ее прихода, воображаемые похороны и похоронная атрибутика (гробы, могилы, кладбища, похоронные оркестры и музыка), воображаемые встречи с умершими, обращение к ним как живым. Это также мотивы одиночества и боли в страшном мире, откуда можно спастись бегством в смерть, иной мир. Лишь после смерти можно стать «великим поэтом», которому поставят настоящий памятник на родине. Осознание себя непризнанным поэтом, неоцененным при жизни, компенсируется идеей «а когда после смерти я стану великим поэтом», отсюда во многих стихах Рыжего – мотивы завещания и преодоления смерти словом, бессмертия поэзии на фоне смерти поэта. Ключевые слова: Борис Рыжий, танатологические мотивы, мотив стремления к смерти Список использованной литературы: Арсенова Т. А. Борис Рыжий: образ поэта в читательской и литературно-критической рецепции // Литература Урала: История и современность: Сб. ст. Вып. 4: Локальные тексты и типы региональных нарративов. Екатеринбург, 2008. С. 452– 467. Арсенова Т. А. Ситуация «поэт у окна» в лирике Бориса Рыжего // Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности: Материалы Х Междунар. науч. конф., посвященной 100-летию А. И. Дергачева, Екатеринбург, 6–7 окт. 2011 г.: В 3 т. Екатеринбург, 2012. Т. 3. С. 3–10. Верхейл К. «Я пришлю тебе, сын, из Голландии Lego» (Эскиз мемуарно-исследовательской статьи) // Филологический класс. 2003. № 10. С. 83–86. Вытушняк А. Н. Языковые средства в формировании основных смысловых сфер в поэзии Бориса Рыжего // Дергачевские чтения – 2011. Русская литература: Национальное развитие и региональные особенности: Материалы Х Междунар. науч. конф., посвященной 100-летию А. И. Дергачева, Екатеринбург, 6–7 окт. 2011 г.: В 3 т. Екатеринбург, 2012. Т. 3. C. 32–42. Глухова Ю. Ю. Образ города в поэзии Бориса Рыжего // Теоретический и практический взгляд. 2015. № 3. С. 29–32. Казарин Ю. Поэт Борис Рыжий. Екатеринбург, 2009. 310 с. Капинос Е. В. Тезаурус смерти в творчестве И. А. Бунина // Сюжетно-мотивные комплексы русской литературы. Новосибирск, 2012. С. 115–146. Ковтун Н. В. «Деревенская проза» в зеркале утопии. Новосибирск, 2009. 494 с. Коляда Н. В. По есенинскому следу // Независимая газета. 2001. № 10(69), 18 мая. Красильников Р. Л. Образ смерти в литературном произведении: Модели и уровни анализа. Вологда, 2007. 466 с. Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 417–432. Непомнящих Н. А. Танатологические мотивы лирики Бориса Рыжего // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 207–223. Партэ К. Русская деревенская проза: Светлое прошлое: Пер. с англ. Томск, 2004. 203 с. Проскурина Е. Н. Танатологический сюжетно-мотивный комплекс в романной прозе Г. Газданова // Критика и семиотика. 2013. № 2. С. 197–219. Рыжий Б. В кварталах дальних и печальных. М., 2014. 576 с. Семина А. А. Голос из небытия: «Посмертный дневник» Г. Иванова и Б. Рыжего // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2016. № 12. С. 88–96. Струкова М. «Не надо даже счастья...» О поэзии Бориса Рыжего // Русское поле: Содружество литературных проектов. 2012. Вып. 12. URL: http://parus.ruspole.info/node/1852 (дата обращения 20.04.2017). Фаликов И. Борис Рыжий. Дивий камень. М., 2015. Харт Ниббриг К. Л. Эстетика смерти. СПб., 2005. 424 с. Шалай М. Поэзия Бориса Рыжего: избирательное сродство // Урал. 2004. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/ural/2004/5/shar23.html (дата обращения 20.04.2017). |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |