![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
![]() |
|
Статья
Авторы: А. А. Шереметьева, И. Н. Зырянова В рубрике Языкознание
Аннотация: Работа представляет исследование процесса метафоризации концепта KUNDE (клиент) как составляющей понятия homo economicus в экономическом дискурсе русской и немецкой лингвокультур. Рассматривается само понятие «экономический дискурс», сфера его применения и основные характеристики, одной из которых является метафорическая составляющая. В ходе анализа метафорического образа Kunde в текстах экономического дискурса авторами выделяются различные сферы-источники метафоризации: «Театр», «Охота», «Животный мир», «Механизм». Метафорическое представление homo economicus составляет такие коммуникативные типажи, как клиент, предприниматель, продавец, консультант, посредник. В статье подробно анализируется и сравнивается метафорический образ «клиент», представленный атрефактной и зооморфной метафорами, который встречается в текстах данного типа дискурса. Авторами детально рассматриваются общие и характерные особенности метафорических представлений в экономическом дискурсе в немецком и русском языках. Ключевые слова: экономический дискурс, концептуальная метафора, метафоризация Список использованной литературы: Зубкова О. С. Специфика функционирования медицинской метафоры и медицинской метафоры-термина в индивидуальном лексиконе // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. № 3. С. 84–89. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166–205. URL: http://philologos.narod.ru/ling/karasik.htm (дата обращения 23.06.2015). Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания. М.: Гнозис, 2007. 421 с. Махницкая Е. Ю. Метафора в профессиональном языке экономистов // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания: В 2 ч. Ростов н/Д, 2001. Ч. 2. С. 67–71. Психология: Учеб. / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999. 584 с. Телешева И. В. Политическая ситуация как сфера-магнит для морбиальной метафоры в российских и американских СМИ // Лингвистика: Бюл. Урал. лингвистического о-ва. Т. 14 / Отв. ред. А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2004. С. 97–107. Ульман Ст. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1970. С. 278–281. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000) / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. 238 с. Чудинов А. П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации: Моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 248 с. Шмелева Т. В. Морбуальная оптика // Лингвистика: Бюл. Урал. лингвистического о-ва. Т. 7 / Отв. ред. В. И. Томашпольский, А. П. Чудинов. Екатеринбург, 2001. 194 с. Baldauf Ch. Metapher und Kognition: Grundlagen einer neuen Theorie der Alltagsmetapher. Frankfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Paris; Wien; Lang, 1997. S. 196–201. DDU – Duden Deutsches Universalwörterbuch / Hrsg. und bearb. vom Wiss. Rat und den Mitarb. der Dudenred. 3., völlig neu bearb. und erw. Aufl. Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverlag, 1996. 1005 S. Grimm J., Grimm W. Deutsches Wörterbuch. Leipzig: S. Hirzel Verl., 1854–1960. URL: http: //germa 83.uni-trier.de/DWB/dwb.html (дата обращения 10.06.2015). Jäkel O. Metaphern in abstrakten Diskurs-Domänen: Eine kognitiv-linguistische Untersuchung anhand der Bereiche Geistestätigkeit, Wirtschaft und Wissenschaft. Hamburg: Hamburg Univ., 1996. 349 S. Medienporträt // Markt. 1997. 11. S. 18. Sywottek Ch. Was ist cool? // Brand eins. 2005. No. 2. URL: https://www.brandeins.de/ archiv/2005/marke/was-ist-cool/ |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |