|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Екклесиастические мотивы в повести А. П. Чехова «Огни» Авторы: А. С. Собенников В рубрике Литературоведение
Аннотация: Исследуется чеховская рецепция «соломоновских текстов» и влияние Екклесиаста на формирование чеховской картины мира в конце 1880-х гг. Сопоставляются отрывок «Соломон» и повесть «Огни». Доказывается, что повесть выходит за рамки «гносеологической проблематики». Выявляются аксиологический и экзистенциальный аспекты. Рассматриваются формы времени, хронотоп, сюжетные и смысловые мотивы тьмы, света, движения. Делается вывод, что образно-символический план произведения ведет читателя к постижению целостности мира. История Ананьева, отдельный опыт человеческой жизни, тоже становится частью целого. Ключевые слова: Екклесиаст, Марк Аврелий, Чехов, мотив, свет, тьма Список использованной литературы: Зайцева Т. Б. Повесть А. П. Чехова «Моя жизнь» в свете философской концепции Киркегора о стадиях жизненного пути // Философия Чехова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2012. С. 268–280. Капустин Н. В. О библейских цитатах и реминисценциях в прозе Чехова конца 1880-х–1890-х годов // Чеховиана. Чехов в культуре XX века. М.: Наука, 1993. С. 17–26. Катаев В. Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. Катаев В. Б. Литературные связи А. П. Чехова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: Искусство стилизации. Екатеринбург, 1998. Лапушин Р. Е. Не постигаемое бытие: Опыт прочтения А. П. Чехова. Минск, 1998. Линков В. Я. Скептицизм и вера Чехова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. Полоцкая Э. А. Движение художественной мысли. М.: Сов. писатель, 1979. Пруайр Ж. де. Антон Чехов и Библия // Literary Calendar: The Books of the Day. 2010. № 6 (1). P. 26–29. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. Собенников А. С. Между «есть Бог» и «нет Бога»: О религиозно-философских традициях в творчестве А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1997. Собенников А. С. А. П. Чехов и стоики // Философия А. П. Чехова. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2008. Филат Т. В. Особенности семантики, композиции и функции финала «Огней» А. П. Чехова // Вiсн. Днiпропетр. ун-ту. Сер. Фiлологiчнi науки. 2014. № 1 (7). Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М.: Наука, 1974– 1988. Burge P. Chekhov’s use of «Ecclesiastes» in «Step» // Chekhov A. P. Philosophie und Religion in Leben und Werk. München: Verl. O. Sagner, 1997. S. 399–405. Finke M. Metapoesis. The Russian Tradition from Pushkin to Chekhov. Durham; London, 1995. Rossbacher P. Cexov’s Fragment «Solomon» // Slavic and East European Journal. 1968. Vol. 12, No. 1. Senderovich M. Чехов и Киркегор // Chekhov A. P. Philosophie und Religion in Leben und Werk. München: Verl. O. Sagner, 1997. Swift M. Biblical Subtexts and Religious Themes in Works of Anton Chekhov. N. Y.: P. Lang Publ., 2004. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |