Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: Специфика дискурса монодрамы

Авторы: Агеева Наталья Анатольевна

В рубрике Литературоведение

Выпуск 1, 2016Страницы 116-125
УДК: 82.0+82-27DOI: 10.17223/18137083/54/14

Аннотация: формативов, поскольку герои, отсылающие в своих монологах к ситуациям прошлого, не обретают статуса нарратора. Это связано с тем, что в пьесах-монологах, как правило, отсутствует временная и психологическая дистанция между изображаемым событием и изображающей инстанцией. Коммуникативное намерение субъекта речи в монодраме не сводится к описанию череды ситуаций. Высказывания героинь пьес Н. Коляды «Пишмашка», «Носферату», «Откуда-куда-зачем» и Я. Пулинович «Наташина мечта» имеют апеллятивную действенность. Однако наблюдается принципиальная разница в адресации этой интенции. В пьесе Пулинович представлена ситуация суда, и читатель/зритель наделяется ролью присяжного или судьи, к которому обращается героиня, произносящая оправдательное слово. В пьесах Коляды имплицитными адресатами становятся сами героини (эксплицитные адресаты высказываний – кошка, автоответчик, воображаемый режиссер – присутствуют, но не могут вступить в диалог). Героини, проживая травматические ситуации, пытаются убедить себя в том, что они достойны лучшей жизни. В пьесе Д. Богославского «Руки» представлена иная модальность перформативной дискурсии: вербализация процесса принятия решения, связанного с самоопределением героя. В данном случае закономерным следствием речевых действий персонажа становится физический акт, поступок (самоубийство). Вопросом самоидентификации задаются и герои пьес Е. Гришковца («Как я съел собаку», «Дредноуты», «Одновременно»), однако их вербализованное ментальное действие связано с процессом познания героем самого себя и закономерностей бытия.

Ключевые слова: дискурс, монодрама, диегезис, мимесис, нарратив, перформатив

Список использованной литературы:

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 423 с.

Богославский Д. Руки: Монолог в четырех стенах // Проза.ру. 2010. URL: https://www.proza.ru/2010/09/10/661 (дата обращения 03.08.2015).

Бондар Л. Монодрама Ярослава Стельмаха «Синiй автомобiль» як художня проецiя «его» митця // Науковi виклади. Лiтературознатство. 2006. № 3. С. 54–61.

Бондарева Е. Е. Теоретическая модель современной монодрамы: подвижные рамки жанрологического канона // Русская и белорусская литературы на рубеже XX–XXI веков: В 2 ч. Минск, 2006. Ч. 1. С. 249–257.

Гончарова-Грабовская С. Я. Актуальные проблемы русской драматургии конца XX – начала XXI в. // Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХI века. М.: Флинта, 2006. С. 3–53.

Гончарова-Грабовская С. Я. Монодрама в творчестве Е. Гришковца // Вестн. БДУ. Сер. Филология. 2009. № 3. С. 26–31.

Гончарова-Грабовская С. Я. Жанровая поливекторность русскоязычной драматургии Беларуси конца XX – начала XXI в. // Polilog. Studia Neofilologiczne. 2012. Nо. 2. S. 313–324.

Гришковец Е. Дредноуты: Пьеса для женщин // Зима. Все пьесы. М.: Эксмо, 2007а. С. 235–276.

Гришковец Е. Как я съел собаку: Монодрама // Зима. Все пьесы. М.: Эксмо, 2007б. С. 167–200.

Гришковец Е. Одновременно: Монодрама // Зима. Все пьесы. М.: Эксмо, 2007в. С. 201–234.

Громова М. И. Евгений Гришковец – «человек-театр» // Громова М. И. Русская драматургия конца XX – начала XXI века. М., 2005. С. 333–362.

Доманский Ю. В. «Оба улыбнулись» (о возможностях нарратива в драматургическом роде литературы) // Narratorium. 2011. № 1-2. URL: http://narratorium. rggu.ru/article.html?id=2027598 (дата обращения 03.08.2015).

Ершов В. О. Монодрама // Українська літературна енциклопедія: В 5 т. Київ, 1995. Т. 3. С. 411.

Коляда Н. Пишмашка: Пьеса в 1 д. из цикла «Кренделя» // Коляда Н. Кармен жива. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2002. С. 295–317.

Коляда Н. Носферату: Пьеса в 1 д. из цикла «Кренделя» // Коляда Н. Носферату: Пьесы и киносценарии. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003а. С. 137–155.

Коляда Н. Откуда-куда-зачем: Пьеса в 1 д. из цикла «Кренделя» // Коляда Н. Носферату: Пьесы и киносценарии. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003б. С. 211– 227.

Корчинский А. В. Философия и нарративное знание: К поэтике ментального события // Событие и событийность. М., 2010. С. 203–216.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–288.

Пулинович Я. Наташина мечта: Монолог // Современная драматургия: Лит.-худож. журн. 2009. № 1. С. 81–88.

Тюпа В. И. Драма как тип высказывания // Новый филологический вестник. 2010. № 3(14). С. 7–16.

Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М.: Сов. писатель, 1984. 184 с.

Фрейденберг О. М. Образ и понятие // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 223–622.

Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 260 с.

Шатин Ю. В. Три уровня наррации в драматическом тексте // Критика и семиотика. Вып. 10. Новосибирск, 2006. С. 52–57.

Шмид В. Нарратология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с.

Chatman S. B. Story and Discourse: Narrative Structure in Fictionand Film. Ithaca; London, 1986. 288 p.

Chatman S. B. Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1990. 256 p.

Prince G. Narratology: The Form and Functioning of Narrative. The Hague, 1973. 184 p.

Prince G. A Dictionary of Narratology. Lincoln, 1987. 126 p.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН