|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: Специфика дискурса монодрамы Авторы: Агеева Наталья Анатольевна В рубрике Литературоведение
Аннотация: формативов, поскольку герои, отсылающие в своих монологах к ситуациям прошлого, не обретают статуса нарратора. Это связано с тем, что в пьесах-монологах, как правило, отсутствует временная и психологическая дистанция между изображаемым событием и изображающей инстанцией. Коммуникативное намерение субъекта речи в монодраме не сводится к описанию череды ситуаций. Высказывания героинь пьес Н. Коляды «Пишмашка», «Носферату», «Откуда-куда-зачем» и Я. Пулинович «Наташина мечта» имеют апеллятивную действенность. Однако наблюдается принципиальная разница в адресации этой интенции. В пьесе Пулинович представлена ситуация суда, и читатель/зритель наделяется ролью присяжного или судьи, к которому обращается героиня, произносящая оправдательное слово. В пьесах Коляды имплицитными адресатами становятся сами героини (эксплицитные адресаты высказываний – кошка, автоответчик, воображаемый режиссер – присутствуют, но не могут вступить в диалог). Героини, проживая травматические ситуации, пытаются убедить себя в том, что они достойны лучшей жизни. В пьесе Д. Богославского «Руки» представлена иная модальность перформативной дискурсии: вербализация процесса принятия решения, связанного с самоопределением героя. В данном случае закономерным следствием речевых действий персонажа становится физический акт, поступок (самоубийство). Вопросом самоидентификации задаются и герои пьес Е. Гришковца («Как я съел собаку», «Дредноуты», «Одновременно»), однако их вербализованное ментальное действие связано с процессом познания героем самого себя и закономерностей бытия. Ключевые слова: дискурс, монодрама, диегезис, мимесис, нарратив, перформатив Список использованной литературы: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцева, С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 423 с. Богославский Д. Руки: Монолог в четырех стенах // Проза.ру. 2010. URL: https://www.proza.ru/2010/09/10/661 (дата обращения 03.08.2015). Бондар Л. Монодрама Ярослава Стельмаха «Синiй автомобiль» як художня проецiя «его» митця // Науковi виклади. Лiтературознатство. 2006. № 3. С. 54–61. Бондарева Е. Е. Теоретическая модель современной монодрамы: подвижные рамки жанрологического канона // Русская и белорусская литературы на рубеже XX–XXI веков: В 2 ч. Минск, 2006. Ч. 1. С. 249–257. Гончарова-Грабовская С. Я. Актуальные проблемы русской драматургии конца XX – начала XXI в. // Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХI века. М.: Флинта, 2006. С. 3–53. Гончарова-Грабовская С. Я. Монодрама в творчестве Е. Гришковца // Вестн. БДУ. Сер. Филология. 2009. № 3. С. 26–31. Гончарова-Грабовская С. Я. Жанровая поливекторность русскоязычной драматургии Беларуси конца XX – начала XXI в. // Polilog. Studia Neofilologiczne. 2012. Nо. 2. S. 313–324. Гришковец Е. Дредноуты: Пьеса для женщин // Зима. Все пьесы. М.: Эксмо, 2007а. С. 235–276. Гришковец Е. Как я съел собаку: Монодрама // Зима. Все пьесы. М.: Эксмо, 2007б. С. 167–200. Гришковец Е. Одновременно: Монодрама // Зима. Все пьесы. М.: Эксмо, 2007в. С. 201–234. Громова М. И. Евгений Гришковец – «человек-театр» // Громова М. И. Русская драматургия конца XX – начала XXI века. М., 2005. С. 333–362. Доманский Ю. В. «Оба улыбнулись» (о возможностях нарратива в драматургическом роде литературы) // Narratorium. 2011. № 1-2. URL: http://narratorium. rggu.ru/article.html?id=2027598 (дата обращения 03.08.2015). Ершов В. О. Монодрама // Українська літературна енциклопедія: В 5 т. Київ, 1995. Т. 3. С. 411. Коляда Н. Пишмашка: Пьеса в 1 д. из цикла «Кренделя» // Коляда Н. Кармен жива. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2002. С. 295–317. Коляда Н. Носферату: Пьеса в 1 д. из цикла «Кренделя» // Коляда Н. Носферату: Пьесы и киносценарии. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003а. С. 137–155. Коляда Н. Откуда-куда-зачем: Пьеса в 1 д. из цикла «Кренделя» // Коляда Н. Носферату: Пьесы и киносценарии. Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003б. С. 211– 227. Корчинский А. В. Философия и нарративное знание: К поэтике ментального события // Событие и событийность. М., 2010. С. 203–216. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14–288. Пулинович Я. Наташина мечта: Монолог // Современная драматургия: Лит.-худож. журн. 2009. № 1. С. 81–88. Тюпа В. И. Драма как тип высказывания // Новый филологический вестник. 2010. № 3(14). С. 7–16. Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М.: Сов. писатель, 1984. 184 с. Фрейденберг О. М. Образ и понятие // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 223–622. Хализев В. Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 260 с. Шатин Ю. В. Три уровня наррации в драматическом тексте // Критика и семиотика. Вып. 10. Новосибирск, 2006. С. 52–57. Шмид В. Нарратология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с. Chatman S. B. Story and Discourse: Narrative Structure in Fictionand Film. Ithaca; London, 1986. 288 p. Chatman S. B. Coming to Terms: The Rhetoric of Narrative in Fiction and Film. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1990. 256 p. Prince G. Narratology: The Form and Functioning of Narrative. The Hague, 1973. 184 p. Prince G. A Dictionary of Narratology. Lincoln, 1987. 126 p. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |