Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: «Демонологический» сюжет в повести В. Распутина «Живи и помни»

Авторы: Н. В. Ковтун

Сибирский федеральный университет, Красноярск

В рубрике Литературоведение

Выпуск 2, 2015Страницы 232-241
УДК: 82.091DOI:

Аннотация: Статья посвящена анализу архетипического сюжета о договоре человека с дьяволом, составляющем структурное ядро повести. Текст произведения построен как история предательства, разворачивающаяся на фоне военного лихолетья. Рассказ о конкретном событии вписан в абрис вечности, обрамлен сюжетами национальной мифологии и истории. Нравственное испытание бесовскими кознями проходят Настена и ставший дезертиром ее муж – Андрей Гуськов. Основные мотивы «вечного сюжета» зеркально отражаются в каждой судьбе. Женский образ подсвечен авторитетом Богородицы, соположен Софии-невесте и блуднице (Софии падшей), фигура дезертира отсылает к мотивам зверя-оборотня и Иуды. Серьезную смысловую нагрузку несет в тексте традиционный для поэтики В. Распутина «георгиевский комплекс». Война рассматривается как экзистенциальная ситуация, схватка с варварами, аналогичная Крещению, разрешение которой отдано на откуп каждому, требует личностного самостояния.

Ключевые слова: В. Распутин, «Живи и помни», договор с дьяволом, оборотень, георгиевский комплекс

Список использованной литературы:

Агранович С. З., Саморукова И. В. Двойничество: Моногр. Самара, 2001. Миф как объект и / или инструмент интерпретации: Сб. науч. ст. / Сост. и общ. ред. И. В. Саморуковой. Самара: Медиа-Книга, 2014. (Книга-перевертыш).

Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т. 1. 800 с.

Бахтина В. А. Борис Соколов и его неизвестный труд о русском духовном стихе // Б. М. Соколов. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и мате- риалы. М., 1995. С. 15–21.

Бочаров А. И нет ему прощенья! // Октябрь. 1975. № 6. С. 216–219.

Вайскопф М. Птица тройка и колесница души: Работы 1978–2003 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 576 с.

Геллер Л. Утопия звериности или репрезентации животных в русской культуре // Труды Лозанского симпозиума 2005 / Под ред. Л. Геллера. Лозанна; Дрогобыч: Коло, 2007.

Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе / Отв. ред. Е. К. Ромадановская. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 234 с.

Ковтун Н. В. «Никольский» и «георгиевский» комплексы в повестях В. Г. Рас- путина (канон, народно-поэтическая интерпретация, историософия автора) // Универсалии культуры. Вып. IV: Эстетическая и массовая коммуникация: вопросы теории и практики: Моногр. / Под ред. Н. Ковтун, Е. Анисимовой. Красноярск: Сиб. федеральный ун-т, 2012. С. 64–93.

Лепахин В. Летопись как икона всемирной истории (по «Повести временных лет») // Вестн. рус. христианского движения. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1995. № 171. С. 30–42.

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода // Труды по знаковым системам. XV: Типология культуры. Взаимное воздействие культур. Тарту, 1982. Вып. 576. С. 110–121.

Майков Л. Н. Великорусские заклинания. СПб.: Тип. Майкова, 1869.

Мартазанов А. М. Идеология и художественный мир «деревенской прозы» (В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев): Дис. … д-ра фил. наук. СПб., 2006. 192 с.

Маркова Е. И. Творчество Николая Клюева в системе национальной культуры. («Георгиевский комплекс») // Николай Клюев: образ мира и судьба: Материалы Всерос. конф. «Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия». Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 36–45.

Маркова Е. Н. Зеленый Юрий и пламенный Егорий («Георгиевский комплекс» в поэме Н. Клюева и романе Б. Пастернака) // Николай Клюев: образ мира и судьба: Сб. ст. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 18–34.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л.: Наука, 1984. 223 с.

Панченко А. А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура мистических сект. М.: ОГИ, 2002. 544 с.

Распутин В. Г. Собрание сочинений: В 4 т. Иркутск: Сапронов, 2007. Т. 3: Живи и помни. Повесть. Рассказы. 440 с.; т. 4: В ту же землю: Повесть, рассказы. 440 с.

Северные сказки: Сборник Н. Е. Ончукова // Записки Имп. Рус. географического о-ва. СПб., 1908. Т. 34.

Соколов Б. М. Большой стих о Егории Храбром: Исследование и материалы. М., 1995.

Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс: Гнозис, 1991. 192 с.

Цветов Г. Изыди, сатана (мотив запродажи души дьяволу в повести В. Распутина «Живи и помни») // Цветов Г. О близком в далеке: Избранное. Сеул, 1998. С. 103–112.

Эпштейн М. «Природа, мир, тайник Вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.

Jones E. Le Cauchemar (On the Nightmare 1931). Paris, 2002.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН