|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: «Ода ветру» И. Ф. Жданова в культурно-исторической перспективе Авторы: Чижов Николай Сергеевич, Комаров Сергей Анатольевич Тюменский государственный университет В рубрике Литературоведение
Аннотация: Проведен идейно-тематический и жанровый анализ одного из ключевых стихотворных текстов уроженца Алтая И. Ф. Жданова, общепризнанного современного российского по-эта, с позиции его программной включенности в культурно-историческую традицию. В результате исследования выявлено, что «Ода ветрy», во-первых, по строфическому по-строению восходит к тексту «Бородино» М. Ю. Лермонтова и соотносится с ним в аспекте жанровой принадлежности к одической традиции. Лермонтовский текст мыслится как судьбоносное сражение за восстановление всеобщего порядка и актуализация исторически апробированной массовым сознанием эстетической формы, соединяющей прошлое и на-стоящее. Посредством последней задаются рамки процесса преображения себя и мира, тематически наполняемые иными литературными адресами. Во-вторых, показано, что И. Ф. Жданов выводит тему взаимоотношений лирического субъекта и ветра, заданную П. Б. Шелли в «Оде западному ветру» (перевод Б. Л. Пастернака) и Ф. И. Тютчевым в тексте «О чем ты воешь, ветр ночной?», на принципиально новый уровень ее решения. В стихотворении современного поэта лирический субъект не просто, как у Ф. И. Тютчева, осознает инфернальную природу ветра, вследствие чего осуществляет его заклинание, но вступает с ним во взаимодействие посредством ритуально-мифологического акта, направленного на космогоническое восстановление до первоначального состояния ввергнутого в пучину хаоса мира. В-третьих, доказывается, что за счет ритуального контекста в «Оде ветру» возникает ситуация жанрового синкретизма, где элегическое и гимническое (одическое) начала, гармонично сочетающиеся в текстах английского романтика и русских классических поэтов, выступают как конструктивные силы единого мистериального процесса, в который вовлечены не только субъект и мир, но и автор и читатели. Ключевые слова: И. Ф. Жданов, элегия, ода, ритуал, ветер, жанр, миф, зеркало Список использованной литературы: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. Теория литературы. Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т. 2. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993. Жданов И. Ф. Воздух и ветер. Сочинения и фотографии. М., 2006. Жданов И., Шатуновский М. Диалог-комментарий пятнадцати стихотворений Ивана Жданова. М., 1998. Шелли П. Б. Ода западному ветру / Пер. с англ. Б. Пастернака // Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Под ред. Я. Н. Зарусского. М., 1976. С. 238–240. Лермонтов М. Ю. Собр. соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. Мейлах М. Б. Воздух // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 241. Пумпянский Л. В. Стиховая речь Лермонтова // Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М., 2000. С. 343–379. Топоров В. Н. Числа // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 629–631. Тютчев Ф. И. Лирика: В 2 т. М., 1966. Т. 1. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |