|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
Журналы | |
Сибирский филологический журнал — главная | |
|
СтатьяНазвание: «Мир с Богом» и «мир без Бога»: религиозный и атеистический типы духовности в экзистенциальной аксиологии романа Ф. М. Достоевского «Бесы» Авторы: Кошечко Анастасия Николаевна Томский государственный педагогический университет, Томский государственный университет В рубрике Литературоведение
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы аксиологии экзистенциального сознания в романе Ф. М. Достоевского «Бесы», которая реализует себя в тексте через ситуацию выбора вектора духовного развития личности – «мир с Богом» или «мир без Бога». Слово героя становится способом осуществления собственной экзистенции. Свою персональную позицию герои Достоевского обнаруживают в ситуациях идейных споров, организующих смысловое поле произведения. Особое внимание писатель уделяет исследованию атеизма как особого типа духовности, основанного на вере в небытие Бога и идее человекобожества. Достоевский исследует систему ценностей атеистического и религиозного типов духовности как показатель уровня духовной организации личности. Показательным примером, иллюстрирующим наши теоретические рассуждения, является один из центральных диалогов Ставрогина и Шатова в романе «Бесы». Через реплики Шатова Достоевский проговаривает свое собственное видение разных способов самоосуществления личности в бытии: через «мир с Богом» или «мир без Бога». Этот эпизод маркирован «символом веры» самого Достоевского, в качестве эксперимента доверившего его Другим (в данном случае – своим героям) с целью увидеть и понять самого себя через сознание героев, через логику художественного мира. Ключевые слова: экзистенциальное сознание, аксиология, духовность, православие, «пограничная ситуация», пореформенная эпоха, рефлексия, диалог, герой, «Бесы» Список использованной литературы: Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999. Гессен С. И. Трагедия зла (философский образ Ставрогина) // Путь. Париж, 1932. № 36. Достоевский Ф. М. Записная книжка (1863–1864) // Литературное наследство. Т. 83. Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М.: Наука, 1971. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1986. Т. 10. Кошечко А. Н. Восприятие Христа и ситуация духовно-нравственного выбора в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского: к вопросу об интеграции религиозного и экзистенциального типов сознания // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 62–71. Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990. |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |