Сибирский филологический журнал | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
 Журналы
Сибирский филологический журнал — главная
In English
Архив выпусков
Редколлегия и редакционный совет
Издательская этика
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Список замеченных опечаток
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.

Статья

Название: «Мир с Богом» и «мир без Бога»: религиозный и атеистический типы духовности в экзистенциальной аксиологии романа Ф. М. Достоевского «Бесы»

Авторы: Кошечко Анастасия Николаевна

Томский государственный педагогический университет, Томский государственный университет

В рубрике Литературоведение

Выпуск 3, 2014Страницы 94-104
УДК: 821.161.1.0DOI:

Аннотация: Статья посвящена исследованию проблемы аксиологии экзистенциального сознания в романе Ф. М. Достоевского «Бесы», которая реализует себя в тексте через ситуацию выбора вектора духовного развития личности – «мир с Богом» или «мир без Бога». Слово героя становится способом осуществления собственной экзистенции. Свою персональную позицию герои Достоевского обнаруживают в ситуациях идейных споров, организующих смысловое поле произведения. Особое внимание писатель уделяет исследованию атеизма как особого типа духовности, основанного на вере в небытие Бога и идее человекобожества. Достоевский исследует систему ценностей атеистического и религиозного типов духовности как показатель уровня духовной организации личности. Показательным примером, иллюстрирующим наши теоретические рассуждения, является один из центральных диалогов Ставрогина и Шатова в романе «Бесы». Через реплики Шатова Достоевский проговаривает свое собственное видение разных способов самоосуществления личности в бытии: через «мир с Богом» или «мир без Бога». Этот эпизод маркирован «символом веры» самого Достоевского, в качестве эксперимента доверившего его Другим (в данном случае – своим героям) с целью увидеть и понять самого себя через сознание героев, через логику художественного мира.

Ключевые слова: экзистенциальное сознание, аксиология, духовность, православие, «пограничная ситуация», пореформенная эпоха, рефлексия, диалог, герой, «Бесы»

Список использованной литературы:

Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб., 1999.

Гессен С. И. Трагедия зла (философский образ Ставрогина) // Путь. Париж, 1932. № 36.

Достоевский Ф. М. Записная книжка (1863–1864) // Литературное наследство. Т. 83. Неизданный Достоевский: Записные книжки и тетради 1860–1881 гг. М.: Наука, 1971.

Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1986. Т. 10.

Кошечко А. Н. Восприятие Христа и ситуация духовно-нравственного выбора в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского: к вопросу об интеграции религиозного и экзистенциального типов сознания // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 62–71.

Померанц Г. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М.: Сов. писатель, 1990.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН