Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
главная об институте документы вакансии противодействие коррупции
журналы научные труды конференции электронные ресурсы контакты
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук
(ИФЛ СО РАН)
ENG
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Cюжет «Новой Элоизы» Ж.-Ж. Руссо в прочтении французских иллюстраторов XVIII века: сравнительный аспект

Авторы: Борщ Е. В.

В рубрике Сюжет в изобразительном искусстве

Выпуск 1, 2014Страницы 108-117
УДК: 73/76DOI:

Аннотация: Рассматривается проблема взаимодействия текста и изображения на примере «Новой Элоизы» Ж.-Ж. Руссо. Иконография сюжета изучается на материалах четырех сюит иллюстраций, созданных французскими рисовальщиками XVIII в. (Ю. Гравело, Ж.-М. Моро Мл., К.-П. Марилье, Н.-А. Монсьо). Сюжетные ситуации романа сравниваются с иллюстрациями в определенной последовательности. Прежде всего, текст романа сопоставляется с «сюжетами гравюр», адресованными Руссо иллюстратору. Затем указания писателя сопоставляются с первыми иллюстрациями к роману (Гравело). Далее, тексты (романа, указаний) и первые иллюстрации сопоставляются с более поздними визуальными интерпретациями «Новой Элоизы» (Моро Мл., Марилье, Монсьо). Тождественность и различие подходов Руссо и иллюстраторов к визуализации сюжета устанавливается на примере одного ключевого эпизода романа («Первый поцелуй любви»).

Ключевые слова: иконография сюжета, «Новая Элоиза» Ж.-Ж.Руссо, французская иллюстрация, текст и изображение, книжная гравюра, xviii век.

Список использованной литературы:

1. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Пер. с фр. Н. Немчиновой, А. Худадовой. М.: Худож. лит., 1968. 776 с.

2. Bassy A.-M. Typographie, topographie, «outoho-graphie». L'illustration scientifique et technique au XVIII siècle // Die Buchillustration im 18. Jahrhundert. Colloquium. Heidelberg, 1980. P. 206–233.

3. Labrosse C. Le rôle des estampes de Gravelot dans la lecture de la Nouvelle Héloïse // Die Buchillustration im 18. Jahrhundert. Colloquium. Heidelberg, 1980. P. 131–144.

4. Labrosse Cl. Les estampes de la «Nouvelle Héloïse» ou les déceptions d’une créateur // Gazette des Beaux-Arts. 1987. № 1418/mars. P. 117–122.

5. Martin Ch. De Gravelot à Chodowiecki: l'illustration de La Nouvelle Héloïse en Europe au dix-huitième siècle // Traduire et illustrer le roman au XVIIIe siècle / sous la direction de N. Ferrand. Oxford, P. 197–208.

6. Cronk N. La Place et Gravelot: co-traducteurs de Tom Jones // Traduire et illustrer le roman au XVIIIe siècle, sous la direction de N. Ferrand. Oxford, 2011. P. 229–240.

7. Борщ Е. В. Французский роман в иллюстрациях XVIII в.: моделирование интерьера как места действия (диалог литератора и художника) // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 1 (17). С. 165–172.

8. Cohen H. Guide de l'amateur de livres à gravures du XVIIIe siècle [Texte imprimé] / Henri Cohen; [préface par R. Portalis]. 6 édition / revue, corrigée et considérablement augmentée par Seymour de Ricci... P.: A. Rouquette, 1912. XXVI p., 1248 col.

ИФЛ СО РАН
630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru
Карта сайта


Дизайн © ИФЛ СО РАН