![]() |
|
||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
![]() |
|
СтатьяНазвание: Мифология творчества в метафикциональных сюжетах неоготики и «странной прозы» Авторы: Наталья Олеговна Ласкина В рубрике Сюжет, мотив, жанр в литературе и фольклоре
Аннотация: Статья посвящена метапоэтической игре в современных гибридных жанрах, выросших из традиции литературы ужасов. Романтический миф о гении в постмодернистской неоготике Анджелы Картер («Адские машины желания доктора Хоффмана»), модернистский канон в текстах лидеров современной «новой странной прозы» Джеффа Вандермеера (цикл «Амбра») и Чайны Мьевиля (роман «Последние дни нового Парижа») подвергаются буквализации и материализации: эту стратегию можно интерпретировать в контексте сопоставления пост- и метамодернистского видения творчества и авторства. Отсылки к романтическому канону у Картер можно интерпретировать в контексте «страха влияния». Творческая свобода и культ фантазии порождает деформированную реальность, подчиненную власти метанарративов. Хотя сюжет романа организован вокруг попыток сопротивления и освобождения, он не допускает выхода за пределы интертекстуального поля, произведенного литературным каноном. На новом витке развития жанра меняются не только стилевые нюансы, но и отношения с каноном. Оригинальность «новых странных» авторов проявляется, среди прочего, в том, что миф об авторе как всесильном творце больше не нуждается в разоблачении или ироническом перевертывании, поскольку окончательно теряет смысл в картине мира, лишенного постоянных иерархий. Персонажи современных авторов адаптируются, реконструируют мир и человеческую жизнь, исследуют новые возможности там, где традиционные формы хоррора допускали как результат встречи со зловещим лишь оцепенение и поражение. Поэтому и вымышленные акты творчества в «странных» сюжетах так же подвижны и амбивалентны, как и изображенный мир. В отличие от Хоффмана как суммы романтических гениев и злодеев у Картер, двойник Набокова у Вандермеера и французские сюрреалисты у Мьевиля не наделены полнотой власти, их творческая сила действует непредсказуемо и противоречиво и допускает альтернативные версии порядка вещей. В статье высказывается предположение, что стратегии новых форм фантастической литературы вписываются в более широкий процесс формирования нарративной поэтики метамодернизма, в которой метафикция перестает быть универсальным ключом к интерпретации и оказывается одним из ряда разнородных и равноправных способов организации сюжета. Ключевые слова: метапоэтика, метафикциональность, постмодернизм, метамодернизм, литература ужасов, готический роман, странная проза Список использованной литературы: Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания: Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. 352 с. Заломкина Г. В. Готический миф. Самара: Изд-во СамГУ, 2010. 347 с. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с. Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия. Пермь: HylePress, 2020. 258 с. Richardson B. Remapping the Present: The Master Narrative of Modern Literary History and the Lost Forms of Twentieth-Century Fiction // Twentieth Century Literature. 1997. No. 43 (3). P. 291–309. The New Weird. San Francisco: Tachyon Publ., 2008. 414 p. Vermeulen T., Akker R. van den. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture, 2010. No. 2. URL: http://www.emerymartin.net/FE503/Week10/Noteson Metamodernism.pdf (дата обращения 25.01.2025). Wilson R. R. SLIP PAGE: Angela Carter, In/Out/In the Post-Modern Nexus // Past the Last Post: Theorizing Post-Colonialism and Post-Modernism. Eds. Ian Adam and Helen Tiffin. Calgary: Uni. of Calgary Press, 1990. P. 109–123. |
![]() |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |