|
|||||||||||||||||||||||
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИФЛ СО РАН) |
|
||||||||||||||||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Право на мобильность: траектории перемещения героев детской литературы 1920-х годов Авторы: С. Г. Маслинская В рубрике Русская детская литература: сюжеты и гендер
Аннотация: Статья посвящена анализу траекторий перемещения героев в художественном пространстве произведений детской литературы 1920-х гг. Социальные и гендерные характеристики персонажей советской детской литературы периода НЭПа соотнесены с пространственной организацией произведений. Перемещения персонажей имеют идеологическую обусловленность и связаны в том числе с пропагандистской кампанией «смычки города и деревни», направленной на экономическую и культурную интеграцию городского и сельского населения России в 1920-е гг. Герои-мальчики в целом обладают большей пространственной мобильностью, нежели персонажи-девочки, пространство перемещений которых ограничено сельской средой, где их самоопределение реализуется в просвещении старших женщин в семье. В атмосфере раннесоветской агитации за женскую эмансипацию, права трудящихся женщин, вовлечение девочек в пионерское движение детская литература не предлагает образцов свободного перемещения девочек в пространстве, доступном мальчикам (город – подгородье – деревня). Независимо от социальных характеристик персонажей-девочек (дочь крестьянина, дочь кулака, дочь священника и пр.) их мобильность ограничена. Пространственная эмансипация девочек-дворянок, столь разнообразно представленная в дореволюционной детской литературе, при изображении девочек низкого и среднего социального происхождения в советской детской литературе отступает перед традиционалистским взглядом на пространственную свободу женщин. Выявлено, что на пересечении характерологических черт персонажей мужской / женский и городской / деревенский наибольшей мобильностью отличаются городские мальчики, наименьшей – деревенские девочки. Ключевые слова: русская детская литература 1920-х годов, художественное пространство, идеология, гендер, смычка города и деревни Список использованной литературы: Балина М. «Все флаги в гости будут к нам»: эволюция образа ребенка-ино- странца в советской детской литературе 1920–1930-х годов // «Гуляй там, где все»: История советского детства: опыт и перспективы исследования / Сост. В. Г. Безрогов, М. В. Тендрякова. М.: РГГУ, 2013. С. 156–165. Белоусов С. К вопросу о новой книге для школы // На путях к новой школе. 1926. № 2. С. 14–26. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. Л.: ГИЗ, 1927.Бобинская Е. Придумали // Бобинская Маленькие рассказы. М.: Молодая гвар- дия, 1930. С. 3–18. Богданов Н. Пропавший лагерь. М.: ГИЗ, 1925. Богданов Н. Зиновей-чумазей // Богданов Н. Чердачный черт. М.; Л.: ГИЗ, 1928а. С. 3–27. Богданов Н. Чердачный черт. 1928. // Богданов Н. Чердачный черт. М.; Л.: ГИЗ, 1928б. С. 28–55. Богданов Н. Два охотника // Богданов Н. Чердачный черт. М.; Л.: ГИЗ, 1928в. С. 56–70. Богданов Н. Ретивые медовики. М.: ГИЗ, 1929. Верейская Е. Сережка в деревне Л.: Прибой, 1925. Верейская Е. Крестный отец // «Я думал, чувствовал, я жил» / Сост. Б. Е. Гала- нов, И. С. Маршак, З. С. Паперный. М.: Сов. писатель, 1971. С. 147–155. Григорьев С. Тайна Ани Гай. М.; Л.: ГИЗ, 1925. Грумберг Л. Шесть месяцев крепим смычку. Комсомольцы должны помочь // Пионерская правда. 1925. № 1 (6 марта). С. 3. Жданов А., Королева Л., Разоренева Ф. Смычка на деле. М.; Л.: Молодая гвар- дия, 1927. Кожевников А. Вокзальники. М.; Л.: Земля и фабрика, 1925. Костарев Н. Забытый // Снежный ком: Дет. лит. сб. / Ред. коллегия: А. Богда- нов, Н. Костарев, В. Новицкая; [Неделя беспризор. ребенка. 25 дек. г. – 1 янв. 1924 г.]. Владивосток: Примгубдеткомис, 1923. Ларина Л. Помогла // Ларина Л. По разному. Харьков: Юный ленинец. 1925. С. 33–45. Ларина Л. Осилили. М.; Л.: ГИЗ, 1926. Маликова М. «Красный пинкертон» как политический заказ НЭПа // Русская литература. 2014. № 4. С. 217–235. Маслинская С. Пионерская беллетристика vs Большая детская литература // «Убить Чарскую...»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): Сб. ст. СПб.: Алетейя, 2013. С. 231–245. Минаев К. Ариша-пионерка // Минаев К. Ариша-пионерка. М.; Л.: ГИЗ, 1926. С. 3–24. Минаев К. Каменский отряд // Минаев К. Ариша-пионерка. М.; Л.: ГИЗ, 1926. С. 25–40. Минаев К. Дикие. М.: ГИЗ, 1927а. Минаев К. Против отца. М.: ГИЗ, 1927б. Минаев К. Городские гости // Минаев К. Городские гости. М.; Л.: ГИЗ, 1928. С. 3–15. Мэнс О. За правдой // Пионерская правда. 1925. № 1. С. 4; № 2. С. 2; № 3. С. 4; № 4. С. 4. Олег К. Матреша // Пионерская правда. 1925. № 22 (2 авг.). С. 2; № 23 (11 авг.). С. 2. Невтонов А. В порту. М.: Изд. Г.Ф. Мириманова, 1926. Николаев Д. Д. Русская проза 1920–1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза. М.: Наука, 2006. Пикор Ш. Склоняем на свою сторону // Пионерская правда. 1925. № 3. С. 3. Путилова Е. Возвращение приключенческой повести 1920-х гг. // Детские чтения. 2014. № 6 (2). С. 51–66. Седов Б. Как наладили смычку // Пионерская правда. 1925. № 3. С. 3. Смычка с солнцем и деревней / Сост. Я. Смоляров, Н. Потапов. М.; Л.: Моло- дая гвардия, 1926. Толстокорова А. Дама в дилижансе: женская географическая мобильность и пространственная эмансипация в художественной литературе эпохи модерна // Культура и текст. 2016. № 4. С. 133–160. Третьяков И. Московские пионеры без картофеля помогут букреевским ребятам // Пионерская правда. 1925. № 1 (6 марта). С. 3. Филитис Н. Подвижные школьные игры (для возраста 8–12 лет). М.; Л.: Изд-во ЦКЖД «Гудок», 1926. Фомин Д. «Для примера всем пионерам»: тема путешествия в книжке-картинке 1920-х годов // Детские чтения. 2019. № 2 (16). |
ИФЛ СО РАН 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8 тел./факс: 8-(383)330-15-18, ifl@philology.nsc.ru |
Карта сайта Дизайн © ИФЛ СО РАН |